|
ом, тождественно ли психическое сознательному или же оно
гораздо шире, может показаться пустой игрой слов, но смею вас заверить, что
признание существования бессознательных психических процессов ведет к
совершенно новой ориентации в мире и науке.
Вы даже не подозреваете, какая тесная связь существует между этим первым смелым
утверждением психоанализа и вторым, о котором речь пойдет ниже. Это второе
положение, которое психоанализ считает одним из своих достижений, утверждает,
что влечения, которые можно назвать сексуальными в узком и
[17]
широком смыслах слова, играют невероятно большую и до сих пор непризнанную роль
в возникновении нервных и психических заболеваний. Более того, эти же
сексуальные влечения участвуют в создании высших культурных, художественных и
социальных ценностей человеческого духа, и их вклад нельзя недооценивать.
По собственному опыту знаю, что неприятие этого результата психоаналитического
исследования является главным источником сопротивления, с которым оно
сталкивается. Хотите знать, как мы это себе объясняем? Мы считаем, что культура
была создана под влиянием жизненной необходимости за счет удовлетворения
влечений, и она по большей части постоянно воссоздается благодаря тому, что
отдельная личность, вступая в человеческое общество, снова жертвует
удовлетворением своих влечений в пользу общества. Среди этих влечений
значительную роль играют сексуальные; при этом они сублимируются, т. е.
отклоняются от своих сексуальных целей, и направляются на цели социально более
высокие, уже не сексуальные1. Эта конструкция, однако, весьма неустойчива,
сексуальные влечения подавляются с трудом, и каждому,
–
1 Психоанализ, как явствует из этих положений, не ограничивался притязанием на
построение новой психологии и нового учения об этиологии нервных и психических
заболеваний. Выйдя за границы этих направлений, он стал претендовать на
объяснение движущих сил развития человеческого общества и отношений между
личностью и культурой. Такое отношение трактовалось как изначально
антагонистическое. Это следовало уже из исходных позиций Фрейда, согласно
которым сексуальные влечения и агрессивные инстинкты, образуя глубинные,
биологические по своей сущности основы личности, несовместимы с теми
требованиями, которые навязывают ей социальная среда с ее нравственными нормами.
[18]
кому предстоит включиться в создание культурных ценностей, грозит опасность,
что его сексуальные влечения не допустят такого их применения. Общество не
знает более страшной угрозы для своей культуры, чем высвобождение сексуальных
влечений и их возврат к изначальным целям. Итак, общество не любит напоминаний
об этом слабом месте в его основании, оно не заинтересовано в признании силы
сексуальных влечений и в выяснении значения сексуальной жизни для каждого,
больше того, из воспитательных соображений оно старается отвлечь внимание от
всей этой области. Поэтому оно столь нетерпимо к вышеупомянутому результату
исследований психоанализа и охотнее всего стремится представить его
отвратительным с эстетической точки зрения и непристойным или даже опасным с
точки зрения морали. Но такими выпадами нельзя опровергнуть объективные
результаты научной работы. Если уж выдвигать возражения, то они должны быть
обоснованы интеллектуально. Ведь человеку свойственно считать неправильным то,
что ему не нравится, и тогда легко находятся аргументы для возражений. Итак,
общество выдает нежелательное за неправильное, оспаривая истинность
психоанализа логическими и фактическими аргументами, подсказанными, однако,
аффектами, и держится за эти возражения-предрассудки, несмотря на все попытки
их опровергнуть.
Смею вас заверить, уважаемые дамы и господа, что, выдвигая это спорное
положение, мы вообще не стремились к тенденциозности. Мы хотели лишь показать
фактическое положение вещей, которое, надеемся, мы познали в процессе упорной
работы. Мы и теперь считаем себя вправе отклонить всякое вторжение подобных
практических соображений в научную работу, хотя мы еще не успели убедиться в
обоснованности тех опасений, которые имеют следствием эти соображения.
[19]
Таковы лишь некоторые из тех затруднений, с которыми вам предстоит столкнуться
в процессе занятий психоанализом. Для начала, пожалуй, более чем достаточно.
Если вы сумеете преодолеть негативное впечатление от них, мы продолжим наши
беседы.
[20]
ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ. ОШИБОЧНЫЕ
ДЕЙСТВИЯ
Уважаемые дамы и господа! Мы начнем не с предположений, а с исследования. Его
объектом будут весьма известные, часто встречающиеся и мало привлекавшие к себе
внимание явления, которые, не имея ничего общего с болезнью, наблюдаются у
любого здорового человека. Это так называемые ошибочные действия 1
(Fehlleistungen) человека: оговорки (Versprechen) – когда
|
|