Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Зигмунд Фрейд :: Зигмунд Фрейд - Введение В Психоанализ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 255
 <<-
 
чь путем вызывания других замещающих представлений приблизиться к 
собственному содержанию, сделать бессознательное сознательным. Если 
воспоминание было неточным, то просто в заместителе произошло дальнейшее 
искажение, которое, однако, не может быть немотивированным.

Работу толкования можно провести как на собственных сновидениях, так и на 
сновидениях других. На собственных даже большему научишься, процесс толкования 
здесь более убедителен. Итак, если попытаешься это сделать, то замечаешь, что 
что-то противится работе. Мысли хотя и возникают, но не всем им придаешь 
значение. Производится проверка, и делается выбор. Об одной мысли говоришь 
себе: нет, это здесь не подходит, не относится сюда, о другой – это слишком 
бессмысленно, о третьей – это уж совсем второстепенно, и вскоре замечаешь, что 
при таких возражениях мысли задерживаются прежде, чем станут совершенно ясными, 
и наконец прогоняются. Таким образом, с одной стороны, слишком сильно зависишь 
от исходного представления, от самого элемента сновидения, с другой – выбор 
мешает результату свободной ассоциации. Если толкование сновидения проводишь не 
наедине, а просишь кого-нибудь толковать свое сновидение, то ясно чувствуешь 
еще один мотив, которым оправдываешь такой недопустимый выбор. Тогда говоришь 
себе по поводу отдельных мыслей: нет, эта мысль слишком неприятна, я не хочу 
или не могу ее высказать.

Эти возражения явно угрожают успешности нашей работы. Против них нужно 
защититься, и при анализе собственного сновидения делаешь это с твердым 
[128]
намерением не поддаваться им; если анализируешь сновидение другого, то ставишь 
ему как непреложное условие не исключать ни одной мысли, даже если против нее 
возникает одно из четырех возражений: что она слишком незначительна, слишком 
бессмысленна, не относится к делу или ее неприятно сказать. Он обещает 
следовать этому правилу, но затем с огорчением замечаешь, как плохо подчас он 
сдерживает это обещание. Сначала объясняешь это тем, что он не уяснил себе 
смысл свободной ассоциации, несмотря на убедительное заверение, и думаешь, что, 
может быть, следует подготовить его сначала теоретически, давая ему литературу 
или послав его на лекции, благодаря чему он мог бы стать сторонником наших 
воззрений на свободную ассоциацию. Но от этих приемов воздерживаешься, замечая, 
что и сам, будучи твердо уверен в собственных убеждениях, подвержен этим же 
критическим возражениям против определенных мыслей, которые впоследствии 
устраняются, в известной мере, во второй инстанции.

Вместо того чтобы сердиться на непослушание видевшего сон, попробуем оценить 
этот опыт, чтобы научиться из него чему-то новому, чему-то, что может быть тем 
важнее, чем меньше мы к нему подготовлены. Понятно, что работа по толкованию 
сновидения происходит вопреки сопротивлению (Widerstand), которое поднимается 
против него и выражением которого являются те критические возражения. Это 
сопротивление независимо от теоретических убеждений видевшего сон. Больше того. 
Опыт показывает, что такое критическое возражение никогда не бывает правильным. 
Напротив, мысли, которые хотелось бы подавить таким образом, оказываются все 
без исключения самыми важными, решающими для раскрытия бессознательного. Если 
мысль сопровождается таким возражением, то это как раз очень показательно. 
[129]
Это сопротивление является каким-то совершенно новым феноменом, который мы 
нашли исходя из наших предположений, хотя он как будто и не содержится в них. 
Этому новому фактору мы не так уж приятно удивлены. Мы уже предчувствуем, что 
он не облегчит нашей работы. Он мог бы нас привести к тому, чтобы вовсе 
оставить наши старания понять сновидение. Такое незначительное явление, как 
сновидение, и такие трудности вместо безукоризненной техники! Но с другой 
стороны, именно эти трудности заставляют нас предполагать, что работа стоит 
усилий. Мы постоянно наталкиваемся на сопротивление, когда хотим от заместителя,
 являющегося элементом сновидения, проникнуть в его скрытое бессознательное. 
Таким образом, мы можем предположить, что за заместителем скрывается что-то 
значительное. Иначе к чему все препятствия, стремящиеся сохранить скрываемое? 
Если ребенок не хочет открыть руку, чтобы показать, что в ней, значит, там 
что-то, чего ему не разрешается иметь.

Сейчас, когда мы вводим в ход наших рассуждений динамическое представление 
сопротивления, мы должны подумать о том, что это сопротивление может 
количественно изменяться. Оно может быть большим и меньшим, и мы готовы к тому, 
что данные различия и обнаружатся во время нашей работы. Может быть, благодаря 
этому мы приобретем другой опыт, который тоже пригодится в работе по толкова
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 255
 <<-