|
в учебных заведениях, не в состоянии сказать вам что-нибудь
вразумительное об отношении между телом и душой, дать ключ к пониманию
возможного нарушения психических функций1. Правда, в рамках медицины описанием
наблю-
–
1 Скептическое отношение Фрейда к экспериментальной психологии могло быть
обусловлено тем, что центральная для него проблема мотивации первоначально не
подвергалась серьезному экспериментальному изучению. Лишь впоследствии в ряде
исследований (в частности, у К. Левина и его школы) эта проблема становится
областью применения экспериментальных методов.
[14]
даемых психических расстройств и составлением клинической картины болезней
занимается психиатрия, но ведь в часы откровенности психиатры сами высказывают
сомнения в том, заслуживают ли их описания названия науки. Симптомы,
составляющие эти картины болезней, не распознаны по своему происхождению,
механизму и взаимной связи; им соответствуют либо неопределенные изменения
анатомического органа души, либо такие изменения, которые ничего не объясняют.
Терапевтическому воздействию эти психические расстройства доступны только тогда,
когда их можно обнаружить по побочным проявлениям какого-то иного
органического изменения.
Психоанализ как раз и стремится восполнить этот пробел. Он предлагает
психиатрии недостающую ей психологическую основу, надеясь найти ту общую базу,
благодаря которой становится понятным сочетание соматического нарушения с
психическим. Для этого психоанализ должен избегать любой чуждой ему посылки
анатомического, химического или физиологического характера и пользоваться чисто
психологическими вспомогательными понятиями – вот почему я опасаюсь, что он
покажется вам сначала столь необычным.
В следующем затруднении я не хочу обвинять ни вас, ни ваше образование, ни вашу
установку. Двумя своими положениями анализ оскорбляет весь мир и вызывает к
себе его неприязнь; одно из них наталкивается на интеллектуальные, другое – на
морально-эстетические предрассудки.
[15]
Не следует, однако, недооценивать эти предрассудки; это властные силы, побочный
продукт полезных и даже необходимых изменений в ходе развития человечества. Они
поддерживаются нашими аффективными силами, и бороться с ними трудно.
Согласно первому коробящему утверждению психоанализа, психические процессы сами
по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной
жизни. Вспомните, что мы, наоборот, привыкли идентифицировать психическое и
сознательное. Именно сознание считается у нас основной характерной чертой
психического, а психология – наукой о содержании сознания. Да, это тождество
кажется настолько само собой разумеющимся, что возражение против него
представляется нам очевидной бессмыслицей, и все же психоанализ не может не
возражать, он не может признать идентичность сознательного и психического1.
Согласно его определению,
психическое
–
1 Фрейд постоянно подчеркивал, что психоанализ открыл область бессознательных
душевных процессов, тогда как все остальные концепции идентифицируют психику и
сознание. Рассматривая эту позицию в исторической перспективе, следует
подчеркнуть, что Фрейд неадекватно оценивал общую ситуацию в психологической
науке. Понятие бессознательной психики было введено Лейбницем, философскую
концепцию которого Гербарт перевел на язык доступной эмпирическому анализу
«статики и динамики представлений». Переход от умозрительных конструкций,
включавших в себя понятие о бессознательной психике (в частности, философии
Шопенгауэра), к использованию в экспериментальной науке наметился в середине
XIX в., когда изучение функций органов чувств и высших нервных центров побудило
естествоиспытателей обратиться к указанному понятию с целью объяснения фактов,
несовместимых со взглядом на психику как область явлений сознания. Гельмгольц
выдвигает понятие о «бессознательных умозаключениях» как механизме построения
сенсорного образа. Предположение о бессознательной психике лежало в основе
психофизики Фехнера. Согласно Сеченову, «бессознательные ощущения», или
чувствования, служат регуляторами двигательной активности. Отождествление
психики и сознания отвергали и многие другие исследователи. Действительная
новизна концепции Фрейда связана с разработкой проблем неосознаваемой мотивации,
изучением неосознаваемых компонентов в структуре личности и динамических
отношений между ними.
[16]
представляет собой процессы чувствования, мышления, желания, и это определение
допускает существование бессознательного мышления и бессознательного желания.
Но данное утверждение сразу же роняет его в глазах всех приверженцев трезвой
научности и заставляет подозревать, что психоанализ – фантастическое тайное
учение, которое бродит в потемках, желая ловить рыбу в мутной воде. Вам же,
уважаемые слушатели, пока еще непонятно, по какому праву столь абстрактное
положение, как «психическое есть сознательное», я считаю предрассудком, вы,
может быть, также не догадываетесь, что могло привести к отрицанию
бессознательного, если таковое существует, и какие преимущества давало такое
отрицание. Вопрос о
|
|