|
ри размышлении, и исключает последнее.
Некоторым легко дается такая установка, другие обнаруживают при таком опыте
почти полную неспособность. Существует и более высокая степень свободы
ассоциации, когда опускается также и это исходное представление и определяется
только вид и род возникающей мысли, например, определяется свободно возникающее
имя собственное или число. Эта
возника-
–
1 Неизменно подчеркивая, что он является сторонником строжайшего детерминизма
применительно к течению психических процессов, Фрейд имел в виду причинную
обусловленность этих процессов психическими же силами или факторами. Советская
психология отвергает подобное понимание детерминизма. Она рассматривает факты
сознательной и бессознательной психической жизни в их обусловленности
физиологическими и социальными факторами, не отрицая вместе с тем активность
психического и, стало быть, его особую (несводимую к физиологическим и
социальным механизмам) роль в регуляции поведения.
[118]
ющая мысль может быть еще произвольнее, еще более непредвиденной, чем
возникающая при использовании нашей техники. Но можно доказать, что она каждый
раз строго детерминируется важными внутренними установками, неизвестными нам в
момент их действия и так же мало известными, как нарушающие тенденции при
ошибочных действиях и тенденции, провоцирующие случайные действия.
Я и многие другие после меня неоднократно проводили такие исследования с
именами и числами, самопроизвольно возникающими в мыслях; некоторые из них были
также опубликованы. При этом поступают следующим образом: к пришедшему в голову
имени вызывают ряд ассоциаций, которые уже не совсем свободны, а связаны, как и
мысли по поводу элементов сновидения, и это продолжают до тех пор, пока связь
не исчерпается. Но затем выяснялись и мотивировка, и значение свободно
возникающего имени. Результаты опытов все время повторяются, сообщение о них
часто требует изложения большого фактического материала и необходимых подробных
разъяснений. Возможно, самыми доказательными являются ассоциации свободно
возникающих чисел; они протекают так быстро и направляются к скрытой цели с
такой уверенностью, что просто ошеломляют. Я хочу привести вам только один
пример с таким анализом имени, так как его, к счастью, можно изложить кратко.
Во время лечения одного молодого человека я заговариваю с ним на эту тему и
упоминаю положение о том, что, несмотря на кажущуюся произвольность, не может
прийти в голову имя, которое не оказалось бы обусловленным ближайшими
отношениями, особенностями испытуемого и его настоящим положением. Так как он
сомневается в этом, я предлагаю ему, не откладывая, самому провести такой опыт.
Я знаю, что у него особенно много разного рода отношений с жен–
[119]
щинами и девушками, и полагаю поэтому, что у него будет особенно большой выбор,
если ему предложить назвать первое попавшееся женское имя. Он соглашается. Но к
моему или, вернее, к его удивлению, на меня не катится лавина женских имен, а,
помолчав, он признается, что ему пришло на ум всего лишь одно имя: Альбина.
Странно, что же вы связываете с этим именем? Сколько Альбин вы знаете?
Поразительно, но он не знает ни одной Альбины, и больше ему ничего не приходит
в голову по поводу этого имени. Итак, можно было предположить, что анализ не
удался; но нет, он был уже закончен, и не потребовалось никаких других мыслей.
У молодого человека был необычно светлый цвет волос, во время бесед при лечении
я часто в шутку называл его Альбина, мы как раз занимались выяснением доли
женского начала в его конституции. Таким образом, он сам был этой Альбиной,
самой интересной для него в это время женщиной.
То же самое относится к непосредственно всплывающим мелодиям, которые
определенным образом обусловлены кругом мыслей человека, занимающих его, хотя
он этого и не замечает. Легко показать, что отношение к мелодии связано с ее
текстом или происхождением; но следует быть осторожным, это утверждение не
распространяется на действительно музыкальных людей, относительно которых у
меня просто нет данных. У таких людей ее появление может объясняться
музыкальным содержанием мелодии. Но чаще встречается, конечно, первый случай.
Так, я знаю одного молодого человека, которого долгое время преследовала
прелестная песня Париса из Прекрасной Елены [Оффенбаха], пока анализ не обратил
его внимания на конкуренцию «Иды» и «Елены», занимавшую его в то время.
Итак, если совершенно свободно возникающие мысли обусловлены таким образом и
подчинены оп–
[120]
ределенной связи, то тем более мы можем заключить, что мысли с единственной
связью, с исходным представлением, могут быть не менее обусловленными.
Исследование действительно показывает, что, кроме предполагаемой нами связи с
исходным представлением, следует признать их вторую зависимость от богатых
аффектами мыслей и интересов, комплексов, воздействие которых в настоящий
момент неизвестно, т. е. бессознательно.
Свободно возникающие мысли с такой связью были предметом очень поучительных
экспериментальных исследований, сыгравших в истории психоанализа достойную
внимания роль.1 Школа Вундта предложила так называемый ассоциативный
эксперимент, при
котором
–
1 Изучение ассоциаций являлось одной из первых тем психологи
|
|