|
ы. Мы вправе
надеяться, что благодаря этим наблюдениям рассеем тьму, обычно окутывающую
загадочное слово "внушение".
Мак Дугалл не оспаривает тезиса о коллективном снижении интеллекта масс. Он
говорит, что более незначительные интеллекты снижают более высокие до
своего уровня. Деятельность последних затруднена, так как нарастание
эффективности вообще создает неблагоприятные условия для правильной
духовной работы; имеет влияние и то, что отдельный человек запуган массой и
его мыслительная работа не свободна; а, кроме того, в массе понижается
сознание ответственности отдельного человека за свои действия.
Окончательное суждение о психической деятельности простой
"неорганизованной" массы у Мак Дугалла не более благосклонно, чем у Ле
Бона. Такая масса крайне возбудима, импульсивна, страстна, неустойчива,
непоследовательна и нерешительна и притом в своих действиях всегда готова к
крайностям, ей доступны лишь более грубые страсти и более элементарные
чувства, она чрезвычайно поддается внушению, рассуждает легкомысленно,
опрометчива в суждениях и способна воспринимать лишь простейшие и наименее
совершенные выводы и аргументы, массу легко направлять и легко ее потрясти,
она лишена самосознания, самоуважения и чувства ответственности, но дает
сознанию собственной мощи толкать ее на такие злодеяния, каких мы можем
ожидать лишь от абсолютной и безответственной власти. Она ведет себя скорее
как невоспитанный ребенок или как оставшийся без надзора страстный дикарь,
лопавший в чуждую для него обстановку; в худших слу-1аях ее поведение
больше похоже на поведение стаи диких животных, чем на поведение
человеческих существ.
Так как Мак Дугалл противопоставляет поведение высоко организованной массы
описанному выше, нам будет чрезвычайно интересно, в чем же состоит эта
организация и какими моментами она создается. Автор насчитывает пять таких
"principal conditions" поднятие душевной жизни массы на более высокий
уровень.
Первое основное условие - известная степень постоянства состава массы. Оно
может быть материальным или формальным. Первый случай - если те же лица
остаются в массе более продолжительное время, второй - если внутри самой
массы создаются известные должности, на которые последовательно назначаются
сменяющие друг друга лица. .Второе условие в том, чтобы отдельный человек
массы составил себе определенное представление о природе, функциях,
достижениях и требованиях массы, чтобы таким образом у него создалось
эмоциональное отношение к массе, как целому.
Третье - чтобы масса вступила в отношения с другими сходными, но во многих
случаях и отличными от нее, массовыми образованиями, чтобы она даже
соперничала с ними.
Четвертое - наличие в массе традиций, обычаев и установлении, особенно
таких, которые касаются отношений членов массы между собой.
Пятое - наличие в массе подразделений, выражающихся в специализации и
дифференциации работы каждого отдельного человека. Согласно Мак Дугаллу,
осуществление этих условий устраняет психические дефекты образования массы.
Защита против снижения коллективом достижений интеллигенции - в отстранении
массы от решения интеллектуальных заданий и в передаче их отдельным лицам.
Нам кажется, что условие, которое Мак Дугалл называет "организацией" массы,
с большим основанием можно было бы описать иначе. Задача состоит в том.
чтобы придать массе именно те качества, которые были характерны для
отдельного индивида и были потушены у него при включении в массу. Ведь у
индивида вне массы было свое постоянство и самосознание, свои традиции и
привычки, своя рабочая производительность и свое место; он держался
обособленно от других и с ними соперничал. Эти своеобразие он потерял на
некоторое время своим включением в не "организованную" массу. Если признать
целью развитие в массе качеств отдельного индивида, то невольно
припоминается содержательное замечание В. Троттера, который в тенденции к
образованию масс видит биологическое продолжение многоклеточности всех
высших организмов.
----------------------------------------------------------------------------
IV. ВНУШЕНИЕ И ЛИБИДО
Мы исходили из основного факта, что в отдельном индивиде, находящемся в
массе, под ее влиянием часто происходят глубокие изменения его душевной
деятельности. Его аффективность чрезвычайно повышается, а его
интеллектуальные достижения заметно понижаются, и оба процесса происходят,
по-видимому, в направлении уравнения себя с другими массовыми индивидами.
Этот результат может быть достигнут лишь в том случае, если индивид
перестане
|
|