Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Зигмунд Фрейд :: Массовая психология
<<-[Весь Текст]
Страница: из 28
 <<-
 
и доказательствами против определенных слов и формул
борьбы не поведешь. Стоит их произнести с благоговением, как физиономии
тотчас выражают почтение и головы склоняются. Многие усматривают в них
стихийные силы или силы сверхъестественные. Вспомним только о табу имен у
примитивных народов, о магических силах, которые заключаются для них в
именах и словах. И наконец: массы никогда не знали жажды истины. Они
требуют иллюзий, без которых они не могут жить. Ирреальное для них всегда
имеет приоритет перед реальным, нереальное влияет на них почти так же
сильно, как реальное. Массы имеют явную тенденцию не видеть между ними
разницы. Это преобладание жизни фантазии, а также иллюзии, создаваемой не
исполнившимся желанием, определяет, как мы утверждаем, психологию неврозов.
Мы нашли, что для невротиков существенна не обычная объективная, а
психическая реальность. Истерический симптом основывается на фантазии, а не
на повторении действительного переживания, невротическая навязчивая идея
сознания вины - на злом намерении, никогда не дошедшем до осуществления.
Да, как во сне и под гипнозом, проверка на реальность в душевной
деятельности массы отступает перед интенсивностью аффективных, порожденных
желанием импульсов.

Мысли Ле Бона о вождях масс изложены менее исчерпывающим образом, и
закономерности остаются недостаточно выясненными. Он думает, что как только
живые существа собраны воедино в определенном числе, все равно, будь то
стадо животных или человеческая толпа, они инстинктивно ставят себя под
авторитет главы. Масса - послушное стадо, которое не в силах жить без
господина. У нее такая жажда подчинения, что она инстинктивно подчиняется
каждому, кто назовет себя ее властелином.

Хотя потребность массы идет вождю навстречу, он все же должен
соответствовать этой потребности своими личными качествами. Он должен быть
сам захвачен глубокой верой (в идею), чтобы пробудить эту веру в массе; он
должен обладать сильной импонирующей волей, которую переймет от него
безвольная масса. Далее Ле Бон обсуждает разновидности вождей и средства,
которыми они влияют на массы. В общем, он считает, что вожди становятся
влиятельными благодаря тем идеям, к которым сами они относятся фанатически.

Этим идеям, как и вождям, он приписывает помимо этого таинственную,
неотразимую власть, называемую им "престижем". Престиж есть своего рода
господство, которое возымел над ними индивид, деяние или идея. Оно
парализует всю нашу способность к критике и исполняет нас удивлением и
уважением. Оно вызывает очевидно, чувство, похожее на завороженность
гипноза.

Ле Бон различает приобретенный или искусственный, и личный престиж. Первый,
в случае людей, присваивается благодаря имени, богатству, репутации, в
случае же воззрений, художественных произведении и т. п. - посредством
традиции. Так как во всех случаях это касается прошлого, то мало поможет
пониманию этого загадочного влияния. Личным престижем обладают немногие
люди, и благодаря ему они делаются вождями. Престиж подчиняет им всех и вся
как бы под действием волшебных чар. Каждый престиж зависит однако от успеха
и теряется после неудач. У нас нет впечатления, что роль вождей и ударение
на престиж приведены у Ле Бона в надлежащее соответствие с блестяще им
выполненной характеристикой массовой души.


----------------------------------------------------------------------------
              III. ДРУГИЕ ОЦЕНКИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ

Мы воспользовались данной Ле Боном характеристикой в качестве введения, так
как она, в подчеркивании бессознательной душевной жизни, в столь большой
мере совпадает со взглядами нашей собственной психологии. Но теперь нужно
добавить, что, в сущности, ни одно утверждение этого автора не содержит
ничего нового. Все, что он говорит отрицательного и дискредитирующего о
проявлениях массовой души, так же определенно и так же враждебно говорили
еще до него другие, и повторяется в том же духе с древнейших времен
мыслителями, государственными деятелями и поэтами. Оба тезиса, содержащие
наиболее важные взгляды Ле Бона, а именно - о торможении коллективом
интеллектуальной деятельности и о повышении в массе аффективности - были
незадолго до того сформулированы Зигеле. В сущности, лично Ле Бону
принадлежит только его точка зрения на бессознательное и сравнение с
душевной жизнью первобытных людей, но и на эту тему неоднократно
высказывались до него и другие.

Более того: описание и оценка массовой души Ле Боном и другими весьма часто
подвергались критике. Нет сомнения, что они правильно наблюдали все
вышеописанные феномены массовой души, однако можно заметить и другие, как
раз противоположно действующие проявления массообразования, приводящие нас
к гораздо более высокой оценке массовой души.

Ведь и Ле Бон готов был признать, что нравственный облик массы в иных
случаях бывает выше, чем нравственность составляющих ее индивидов, и что
только совокупность людей способна к высокому бескорыстию и 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 28
 <<-