Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Зигмунд Фрейд :: Массовая психология
<<-[Весь Текст]
Страница: из 28
 <<-
 
 - может выполнить эту задачу только с помощью стайки маленьких
зверьков (муравьев, пчел). Это - братья первобытной орды; ведь и в
символике сновидений насекомые и паразиты означают сестер и братьев (из
презрительного отношения, как к маленьким детям). Кроме того, каждое из
заданий мифа и сказки легко распознать как замену героического поступка.
Миф, таким образом, является тем шагом, при помощи которого отдельный
индивид выходит из массовой психологии. Первым мифом, несомненно, был миф
психологический, миф героический; пояснительный миф о природе возник,
вероятно, много позже. Поэт, сделавший этот шаг и отделившийся таким
образом в своей фантазии из массы, умеет, по дальнейшему замечанию Ранка, в
реальной жизни все же к ней вернуться. Ведь он приходит и рассказывает этой
массе подвиги созданного им героя. В сущности, этот герой не кто иной, как
он сам. Тем самым он снижается до уровня реальности, а своих слушателей
возвышает до уровня фантазии. Но слушатели понимают поэта: на почве того же
самого тоскующе- завистливого отношения к праотцу они могут
идентифицировать себя с героем. Лживость мифа завершается обожествлением
героя. Обожествленный герой был, может быть, прежде Бога-отца, являясь
предшественником возвращения праотца в качестве божества. Хронологически
прогрессия божеств была бы тогда следующей: богиня материнства - герой -
Бог-отец. Но лишь с возвышением незабвенного праотца божество приобрело
черты, знакомые нам и поныне'.

В) В этой статье мы много говорили о прямых и заторможенных в отношении
цели сексуальных первичных позывах и смеем надеяться, что это разграничение
не вызовет больших возражений. Однако подробное рассмотрение будет не
лишним, даже если оно большею частью повторяет уже заранее изложенное.

Либидинозное развитие ребенка дало нам первый и, вместе с тем, лучший
пример заторможенных в отношении цели сексуальных первичных позывов. Все те
чувства, которые ребенок питает к своим родителям и опекающим его лицам,
находят свое беспрепятственное продолжение в желаниях, выражающих его
сексуальные стремления. Ребенок требует от этих любимых лиц всех нежностей,
которые ему знакомы; он хочет их целовать, прикасаться к ним, разглядывать,
хочет видеть их гениталии и присутствовать при интимных действиях
экскрементации; он обещает жениться на матери или няне, что бы он под этим
ни подразумевал; он намеревается родить отцу ребенка и т. д. Прямое
наблюдение, как и дальнейшее психоаналитическое проникновение в рудименты
детства, не оставляют никакого сомнения в непосредственном слиянии нежных и
ревнивых чувств с сексуальными намерениями, а также показывают нам, сколь
основательно ребенок делает любимое лицо объектом всех своих еще неверно
направленных сексуальных стремлений. (Ср.: Sexual-theorie).

Это первый вид детской любви, типически подчиненный Эдипову комплексу, с
началом латентного периода уничтожается, как известно, толчком вытеснения.
Остаток любовных чувств проявляется в чисто нежной эмоциональной связи,
направленной на те же самые лица, но эта связь уже не может быть описана
как "сексуальная". Психоанализ, который просвечивает глубины психической
жизни, без труда может доказать, что и сексуальные связи первых детских лет
продолжают существовать, но уже в вытесненном и бессознательном виде. На
основе психоанализа мы имеем смелость утверждать, что везде, где мы
встречаем нежное чувство, оно является преемником вполне "чувственной"
объектной связи с данным лицом или же со взятым за его прототип (его
Imago). Правда, без особого исследования нельзя установить, является ли это
предшествующее полнокровное сексуальное-стремление в данном случае
вытесненным или же оно уже себя истощило. Чтобы еще отчетливее выразить
сказанное: установлено, что это сексуальное стремление еще имеется как
форма и возможность, и путем регресса может быть снова заряжено,
активировано; остается еще вопрос, на который не всегда можно ответить:
какую заряженность и действенность оно еще имеет в настоящее время. При
этом в равной степени надо остерегаться двух источников ошибок: как Сциллы
- недооценки вытесненного бессознательного, так и Харибды - склонности
измерять нормальное обязательно масштабами патологического. Психологии,
которая не хочет или не в силах проникнуть в глубины вытесненного, нежные
эмоциональные связи во всяком случае представляются выражением стремлений,
не направленных к сексуальной цели, хотя бы они и произрастали из
стремлений, эту цель имевших".

Мы вправе сказать, что эти стремления отклонились от этих сексуальных
целей, хотя и трудно удовлетворить требованиям метапсихологии при
изображении такого отклонения от цели. Впрочем, эти заторможенные в
отношении цели первичные позывы все еще сохраняют некоторые из
непосредственно сексуальных целей; и нежно любящий, и друг, и поклонник
ищут телесной близости или возможности видеть любимого человека, любимого
хотя . бы только в "паулинистическом" смысле. Если нам желательно, мы можем
признать в этом отклонении начало сублимации сексуальных первичных позывов
или же раздвинуть границы последних еще более. Заторможенные в смысле цели
сексуальные первичные позывы имеют перед незаторможенньгми большое
функциональное преимущество, так как они, собственно говоря, неспособны к
полному удовлетворению; они особенно пригодны для создания длительных
связей, в то время как прямо сексуальные при удовлетворении" каждый раз
теряют свою энергию и должны ждать ее возобновле
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 28
 <<-