Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Зигмунд Фрейд :: Массовая психология
<<-[Весь Текст]
Страница: из 28
 <<-
 
ия путем нового накопления
сексуального либидо, причем за это время может произойти смена объекта.
Заторможенные первичные позывы способны к любой мере смешения с
незаторможенными, могут опять в них превратиться так же, как они от них
изошли. Известно, как легко из эмоциональных отношений дружеского
характера, основанных на признании и восхищении, между учителем и ученицей,
артистом и восхищенной слушательницей, особенно у женщин, возникают
эротические желания (у Мольера: Embrassez-moi pour 1'amour du Grec). Да,
возникновение таких, ' Враждебные чувства имеют несомненно более сложное
построение сначала непреднамеренных,- эмоциональных связен напрямик
приводит к проторенной дорожке сексуального выбора объекта. В своей статье
Пфистер показал явный, конечно, не единичный пример, как легко даже
интенсивной религиозной связи превратиться в пылкое сексуальное
возбуждение. А, с другой стороны, и переход прямых, самих по себе
непродолжительных, сексуальных стремлений в прочную, чисто нежную связь
представляет собой нечто весьма обычное, и упрочение брака, заключенного по
влюбленной страсти, имеет большею частью своей подосновой этот процесс. Мы,
конечно, не удивимся, если услышим, что заторможенные в отношении цели
сексуальные стремления возникают из прямых сексуальных в тех случаях, когда
к достижению сексуальной цели имеются внутренние или внешние препятствия.
Вытеснение латентного периода есть такое внутреннее - или лучше сказать
ставшее внутренним - препятствие. Относительно отца первобытной орды мы
предположили, что своей сексуальной нетерпимостью он принуждает всех своих
сыновей к воздержанию и этим путем толкает их к заторможенным в отношении
цели связям; за собой он оставляет право свободного сексуального
наслаждения и, тем самым, остается несвязанным. Все связи, на которых
основана масса, имеют природу заторможенных в отношении цели первичных
позывов. Но этим самым мы приблизились к разбору новой темы, которая
обсуждает отношение прямых сексуальных целей к массообразованию.

Г) Последние два замечания уже подготовили нас к признанию, что прямые
сексуальные стремления неблагоприятны для массообразования. Правда, и в
истории развития семьи существовали массовые отношения сексуальной любви
(групповой брак), но чем важнее становилась для "Я" половая любовь, чем
больше развивалась в ней влюбленность, тем настоятельнее эта любовь
требовала своего ограничения двумя лицами - uuna cum uno - ограничения,
предписанного природой генитальной цели. Полигамические склонности были
вынуждены довольствоваться последовательной сменой объектов.

Оба лица, сходящиеся в целях сексуального удовлетворения, ища уединения,
демонстрируют против стадного инстинкта, против чувства массовости, они
ищут одиночества. Чем больше они влюблены, тем менее они нуждаются в
ком-либо, помимо друг друга. Отказ от влияния массы выражается в чувстве
стыдливости. Крайне пылкое чувство ревности возникает как охрана
сексуального выбора объекта от вторжения массовой связи. Только в том
случае, когда нежный, т. е. личный, фактор любовного отношения совершенно
стушевывается перед чувственным, возможно любовное общение пары в
присутствии других лиц или же, наподобие оргии, одновременные сексуальные
акты внутри группы. Но это регресс, к более раннему состоянию половых
отношений, при которых влюбленность еще не играла никакой роли и все
сексуальные объекты рассматривались как равноценные. Примерно в духе злого
выражения Бернарда Шоу, что быть влюбленным, значит неподобающим образом
переоценивать разницу между одной женщиной и другой.

Имеется достаточно указаний, что в сексуальные отношения между мужчиной и
женщиной влюбленность вошла лишь поздно, так что соперничество между
половой любовью и массовыми связями также позднего развития. Теперь может
показаться, что это предположение не вяжется с нашим мифом о прасемье; ведь
предполагается, что толпу братьев толкает на отцеубийство их любовь к
матерям и сестрам; и трудно представить себе эту любовь иначе, как цельной,
примитивной, т. е., как глубокое соединение нежной и чувственной любви.
Однако при дальнейшем размышлении это возражение становится подтверждением.
Одной из реакций на отцеубийство было ведь установление тотемистической
экзогамии, запрещение каких бы то ни было сексуальных отношений с женщинами
семьи, которые были нежно любимы с детства. Этим был загнан клин между
нежными и чувственными стремлениями мужчины, клин, и по сей день глубоко
внедрившийся в любовную жизнь мужчины. Вследствие этой экзогамии
чувственные потребности мужчин должны были довольствоваться чужими и
нелюбимыми женщинами.

В больших искусственных массах - Церкви и войске - для женщин, как
сексуального объекта, места нет. Любовные отношения мужчины и женщины
находятся за пределами этих организаций. Даже там, где образуются массы
смешанные, состоящие из мужчин и из женщин, половое различие не играет
роли. Едва ли имеет смысл задавать вопрос о гомосексуальной или
гетеросексуальной природе либидо, соединяющего массы, так. как оно не
дифференцируется по полу и, что особенно важно, совершенно не
предусматривает целей генитальной организации либидо.

Для отдельного индивида, который в других отношениях растворяется в массе,
прямые сексуальные стремления все же частично сохраняют какую-то
индивидуальную деятельность. Там, где они делаются господствующими, они
каждую массовую формацию разлагают. Католическая церковь имеет обоснованные
причины, когда рекомендует своим верующим безбрачие и налагает целибат на
своих священников; но в
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 28
 <<-