|
образом. Это-то и есть идеалистическая
переработка условий первобытной орды, где все сыновья знали, что их
одинаково преследует отец, и одинаково его боялись Уже следующая форма
человеческого общества, тотемистический клан, имеет предпосылкой это
преобразование, на котором построены все социальные обязанности Неистощимая
сила семьи, как естественного массообразования, основана на том, что эта
необходимая предпосылка равной любви отца в ее случае действительно может
быть оправдана
Но мы ожидаем еще большего от сведения массы к первобытной орде В
массообразовании это должно нам также объяснить еще то непонятное,
таинственное, что скрывается за загадочными словами гипноз и внушение. И
мне думается, это возможно. Вспомним, что гипнозу присуще нечто прямо-таки
жуткое; характер же этой жути указывает на что то старое, нам хорошо
знакомое, что подверглось вытеснению Подумаем, как гипноз производится
Гипнотизер утверждает, что обладает таинственной силой, похищающей
собственную волю субъекта, или же, что то же самое, субъект гипнотизера
таковым считает Эта таинственная сила в обиходе еще часто называемая
животным магнетизмом, - наверное, та же, что у примитивных народов
считается источником табу, та же, что исходит от королей и главарей и
делает приближение к ним опасным. Гипнотизер якобы этой силой владеет, а
как он ее выявляет? Требуя смотреть ему в глаза; он, что очень типично,
гипнотизирует своим взглядом Но ведь как раз взгляд вождя для примитивного
человека опасен и невыносим, как впоследствии взгляд божества для смертного
Еще Моисей должен был выступить в качестве посредника между своим народом и
Иеговой, ибо народ не мог бы выдержать лика Божьего, когда же Моисей
возвращается после общения с Богом, лицо его сияет, часть "Мапа" перешла на
него, как это и бывало у посредника примитивных народов
Гипноз, правда, можно вызывать и другими способами, что вводит в
заблуждение и дало повод к неудовлетворительным физиологическим теориям;
гипноз, например, может быть вызван фиксацией на блестящем предмете или
монотонном шуме. В действительности же эти приемы служат лишь отвлечению и
приковыванию сознательного внимания. Создается ситуация, в которой
гипнотизер будто бы говорит данному лицу: "Теперь занимайтесь исключительно
моей особой, остальной мир совершение неинтересен". Было бы, конечно,
технически нецелесообразно, если бы гипнотизер произносил такие речи;
именно это вырвало бы субъекта из его бессознательной установки и вызвало
бы его сознательное сопротивление Гипнотизер избегает направлять
сознательное мышление субъекта на свои намерения; подопытное лицо
погружается в деятельность, при которой мир должен казаться неинтересным,
причем это лицо бессознательно концентрирует все свое внимание на
гипнотизере, устанавливает с ним связь и готовность к перенесению
внутренних процессов. Косвенные методы гипнотизирования, подобно некоторым
приемам шуток, направлены на то. чтобы задержать известные размещения
психической энергии, которые помешали бы ходу бессознательного процесса, и
приводят в конечном итоге к той же цели как и прямые влияния при помощи
пристального взгляда и поглаживания'.
Ференчи правильно установил, чго гипнотизер, давая приказание заснуть, что
часто делается при вводе в гипноз, занимает место родителей. Он думает, что
следует различать два вида гипноза - вкрадчиво успокаивающий -
приписываемый им материнскому прототипу, или угрожающий, приписываемый
прототипу отцовскому. Но ведь приказание заснуть означает в гипнозе не что
иное, как отключение от всякого интереса к миру и сосредоточение на
личности гипнотизера; так это субъектом и понимается, потому что в этом
отвлечении интереса от окружающего мира заключается психологическая
характеристика сна и на ней основана родственность сна с гипнотическим
состоянием.
Гипнотизер, таким образом, применяя свои методы, будит у субъекта часть его
архаического наследия, которое проявлялось и по отношению к родителям, в от
ношении же отца снова индивидуально оживало: представление о
сверхмогущественной и опасной личности, по отношению к которой можно было
занять лишь пассивно-мазохистскую позицию, которой нужно было отдать свою
волю и быть с которой наедине, "попас ться на глаза", казалось рискованным
предприятием Только так мы и можем представить себе отношение отдельного
человека первобытной орды к праотцу. Как нам известно из других реакций,
отдельный человек сохранил в различной степени способность к оживлению
столь давних положений. Однако сознание, что гипноз является всего лишь
игрой, лживым обновлением тех древних впечатлений, может все же сохраниться
и повлечь за собою сопротивление против слишком серьезных последствий
гипнотической потери воли
Жуткий, принудительный характер маосообразования, проявляющийся в феноменах
внушения, можно, значит, по праву объяснить его происхождением первобытной
орды Вождь массы - все еще праотец, к которому все преисполнены страха,
масса все еще хочет, чтобы ею управляла неограниченная власть страстно ищет
авторитета; она, по выражению Ле Бона, жаждет подчинения Праотец - идеал
массы, который вместо "Идеала Я" владеет человеческим "Я" Гипноз по праву
может быть назван "массой из двух". внушение же можно только определить как
убеждение, основанное не на восприятии и мыслительной работе, а на
эротической связи'.
----------------------------------------------------------------------------
|
|