|
отором "Я" якобы
интроицировало в себя объект Может быть, другое различие скорее раскроет
нам суть явления В случае идентификации объект утрачивается или от него
отказываются; затем он снова воссоздается в "Я", причем "Я" частично
изменяется по образцу утраченного объекта. В другом же случае объект
сохранен, и имеет место "сверхзахваченность" но со стороны "Я" и за счет
"Я". Но и это вызывает со мнение. Разве установлено, что идентификация
имеет предпосылкой отказ от психической захваченности объектом, разве не
может идентификация существовать при сохранении объекта? И прежде чем
пуститься в обсуждение этого щекотливого вопроса, у нас уже может по
явиться догадка, что сущность этого положения вещей содержится в другой
альтернатшве, а именно- не ста новнтся ли объект на место "Я" или "Идеала
Я"
От влюбленности явно недалеко до гипноза. Соответствие обоих очевидно. То
же смиренное подчинение, уступчивость, отсутствие критики как по отношению
к гипнотизеру, так и по отношению к любимому объекту Та же поглощенность
собственной инициативы, нет со мнений, что гипнотизер занял место "Идеала
Я". В гипнозе все отношения еще отчетливее и интенсивнее, так что
целесообразнее пояснять влюбленность гипнозом, а не наоборот. Гипнотизер
является единственным объектом; помимо него, никто другой не принимается во
внимание. Тот факт, что "Я" как во сне переживает то, что гипнотизер
требует и утверждает, напоминает нам о том, что, говоря о функциях "Идеала
Я", мы упустили проверку реальности'. Неудивительно, что "Я" считает вое
приятие реальным, если психическая инстанция, заве дующая проверкой
реальности, высказывается в польза этой реальности. Полное отсутствие
стремлений с незаторможенными сексуальными целями еще более усиливает
исключительную чистоту явлений. Гипнотическая связь есть неограниченная
влюбленная самоотдача, исключающая сексуальное удовлетворение, в то время
как при влюбленности таковое оттеснено лишь временно и остается на заднем
плане как позднейшая целевая возможность
Однако, с другой стороны, мы можем сказать, что гипнотическая связь - если
позволено так выразиться - представляет собой образование массы из двух
лиц. Гипноз является плохим объектом для сравнения с образованием масс, так
как он, скорее всего, с ним идентичен. Из сложной структуры массы он
изолирую один элемент, - а именно, поведение массового индивида по
отношению к вождю. Этим ограничением числа гипноз отличается от образования
масс, а отсутствием прямых сексуальных стремлений-от влюбленности. Он,
таким образом, занимает между ними среднее положение.
Интересно отметить, что именно заторможенные в целевом отношении
сексуальные стремления устанавливают между людьми столь прочную связь. Но
это легко объяснимо тем фактом, что они неспособны к полному
удовлетворению, в то время как незаторможенные сексуальные стремления
чрезвычайно ослабевают в каждом случае достижения сексуальной цели.
Чувственная любовь приговорена к угасанию, если она удовлетворяется; чтобы
продолжаться, она с самого начала должна быть смешана с чисто нежными, т.
е. заторможенными в целевом отношении компонентами, или же должна такую
трансформацию претерпеть.
Гипноз прекрасно бы разрешил загадку либидинозной конституции массы, если
бы сам он не содержал каких то черт, не поддающихся существующему
рациональному объяснению, как якобы состояния влюбленности с исключением
прямых сексуальных целей. Многое еще в нем следует признать непонятым,
мистическим. Он содержит примесь парализованности, вытекающей из отношения
могущественного к бессильному, беспомощному, что примерно приближается к
гипнозу испугом у животных. Способ, которым гипноз достигается, и
сопряженность гипноза со сном неясны, а загадочный отбор лиц, для гипноза
годных, в то время как другие ему совершенно не поддаются, указывает на
присутствие в нем еще одного неизвестного момента, который-то, может быть,
и создает в гипнозе возможность чистоты либидинозных установок. Следует
также отметить, что даже при полной суггестивной податливости моральная
совесть загипнотизированного может проявлять сопротивление. Но это может
происходить оттого, что при гипнозе в том виде, как он обычно производится,
могло сохраниться знание того, что все это только игра, ложное
воспроизведение иной, жизненно гораздо более важной ситуации.
Благодаря проведенному нами разбору мы, однако, вполне подготовлены к
начертанию формулы либидинозной конституции массы. По крайней мере, такой
массы. какую мы до сих пор рассматривали, т. е. имеющей вождя и не
приобретшей секундарно, путем излишней "организованности", качеств
индивида. Такая первичная масса есть какое-то число индивидов, сделавших
своим "Идеалом Я" один и тот же объект и вследствие этого в своем "Я" между
собой идентифицировавшихся. Это отношение может быть изображено графически
следующим образом:
----------------------------------------------------------------------------
IX. СТАДНЫЙ ИНСТИНКТ
Наша радость по поводу иллюзорного разрешения, с помощью этой формулы,
загадки массы - будет краткой. Очень скоро нас станет тревожить мысль, что
по существу-то мы приняли ссылку на загадку гипноза, в которой еще так
много неразрешенного И вот новое возражение приоткрывает нам дальнейш
|
|