|
ю классификацию. Мною пока что не приводился один из методов не
потому, что я о нем забыл, но по той причине, что мы к нему еще обратим-
ся в иной связи. Да и как можно забыть об этой технике искусства жизни!
Она отличается удивительным соединением весьма своеобразных черт. Ес-
тественно, ее целью также является достижение независимости от судьбы -
назовем ее так за неимением лучшего - и для этого переносит удовлетворе-
ние во внутренние душевные процессы, пользуясь при этом вышеупомянутым
свойством перемещаемости либидо. Правда, либидо теперь не отвращается от
внешнего мира, а напротив, цепляется за объекты мира и обретает счастье
в чувственной к нему привязанности, Эта техника не довольствуется целями
усталого примирения с миром - избегания страданий. Скорее, она обходит
такую цель стороной и твердо держится изначального стремления к положи-
тельному достижению счастья. Быть может, она подходит к этой цели ближе,
чем любой другой метод. Я имею в виду, конечно, ту жизненную ориентацию,
которая ставит в центр любовь и ожидает, что всякое удовлетворение будет
следствием главного: любить и быть любимым. Такая психическая установка
всем нам слишком хорошо известна; одна из форм любви - половая любовь -
дала нам прообраз наших стремлений к счастью, приобщив нас к сильнейшему
опыту потрясающего наслаждения. Вполне естественно, что мы упорно ищем
счастья на том пути, где оно нам встретилось впервые. Слабая сторона
этой техники жизни очевидна, иначе кому бы пришло в голову променять
этот путь к счастью на другой. Никогда мы не оказываемся столь беззащит-
ными перед лицом страдания, чем когда любим; никогда не бываем столь
безнадежно несчастными, как при потере любимого существа или его любви.
Этим не исчерпывается техника жизни, основанная на любви как средстве
достижения счастья,- о ней еще многое можно было бы сказать.
К этому присоединяется интересное обстоятельство: жизненное cчастье
ищут преимущественно в наслаждении прекрасным, где бы оно ни представало
перед нашими чувствами или нашим рассудком,- красота человеческих форм и
жестов, природных объектов или ландшафтов, красота в художественных или
даже в научных творениях. Эстетическая установка как жизненная цель не
дает нам подлинной защиты от угрозы страданий, но она обещает нам ряд
компенсаций. Наслаждение прекрасным обладает особым, слегка наркотизиру-
ющим характером ощущений. Польза прекрасного не слишком ясна, его
культурная ценность тоже не очевидна, и все же без него культуре не
обойтись. Эстетика как наука изучает условия ощущения прекрасного; о
природе и происхождении прекрасного она ничего не может сказать. Как по-
велось, отсутствие результатов прикрывается высокопарной и бессодержа-
тельной болтовней. К сожалению, и психоанализ может немногое уяснить в
природе прекрасного. Только производность прекрасного от области сексу-
альных ощущений кажется установленной: она могла бы считаться превосход-
ным примером заторможенного по цели влечения. оПрекрасноеп и овозбуждаю-
щееп суть изначальные свойства сексуального объекта. Заслуживает внима-
ния тот факт, что сами половые органы, вид которых вызывает возбуждение,
почти никогда не считались красивыми; характер прекрасного связывался с
известными вторичными половыми признаками.
Несмотря на неполноту анализа, я все же осмелюсь сделать несколько
заключительных замечаний, в связи с темой нашего исследования. Программа
стать счастливым, к которой нас принуждает принцип удовольствия, неис-
полнима, и все же мы не должны - нет, мы не можем - отказаться от стара-
ний хоть как-нибудь ее исполнить. Можно избрать самые различные пути,
будь они позитивными по содержанию цели (стремление к наслаждению) или
негативными (избегание страданий). Ни на одном из них нам не достигнуть
желанного результата. Счастье - в том умеренном смысле, в каком мы можем
признать его возможным,- есть проблема индивидуальной экономии либидо.
Здесь невозможен совет, который подходил бы всем: каждый должен кроить
себе счастье на собственный фасон Самые разнообразные факторы скажутся
на том, какой путь будет избран. Это зависит и от того, какое реальное
удовлетворение может ожидать человек от внешнего мира, в какой степени
он готов сделаться от него зависимым, наконец, на какие собственные силы
он рассчитывает, чтобы изменить внешний мир в соответствии со своими ча-
яниями. Уже поэтому кроме внешних связей с миром решающее значение при-
обретает психическая конституция индивида. Человек преимущественно эро-
тический поставит на первое место чувственные отношения с другими лич-
ностями; человек с преобладанием нарциссического начала будет искать
удовлетворения прежде всего в своих внутренних душевных процессах; чело-
век действия будет держаться внешнего мира, на котором он может испытать
свои силы. Для человека, находящегося посередине между этими типами,
направленность интересов определяется родом его одаренности и мерой воз-
можной для него сублимации влечений. Всякое крайнее решение ведет к на-
казанию, оно подвергает опасности из-за недостаточности любой техники
жизни, исключающей все остальные. Подобно тому как осмотрительный купец
остерегается вкладывать весь свой капитал в одно дело, точно так же и
житейская мудрость дает совет не ждать полной удовлетворенности от одно-
го стремления. Успех никогда не обеспечен, он зависит от соединения раз-
нородных моментов, причем, видимо, ни от одного другого в такой мере,
как от способности психического аппарата приспосабливать свои функции к
окружающему миру и использовать их для получения наслаждения. Тому, кто
с рождения получил особенно неблагоприятную конституцию влечений и не
произвел в дальнейшем правильного преобразования и упорядочения компо-
нентов либидо, будет трудно достичь счастья во в
|
|