|
Сложное строение нашего душевного аппарата допускает, однако, целый
ряд иных воздействий. Удовлетворение влечений дает нам не только
счастье, оно представляет собой и первопричину тягчайших страданий, ког-
да внешний мир отказывает нам в удовлетворении потребностей и обрекает
на лишения. Поэтому можно надеяться на освобождение от части страданий
путем воздействия на эти влечения. Такого рода защита от страданий нап-
равлена уже не на аппарат ощущений, она желает подчинить внутренние ис-
точники потребностей. Крайним случаем такой защиты является умерщвление
влечений - как тому учит восточная мудрость и как это осуществляет на
практике йога. Если это удается, то тем самым достигается и отречение от
любой другой деятельности (в жертву приносится жизнь), и мы иным путем
достигаем опять-таки лишь счастья покоя. На этом пути можно ставить уме-
ренные цели, скажем, когда стремятся только к контролю над жизнью наших
влечений, Господствующими становятся в таком случае высшие психические
инстанции, подчиненные принципу реальности. Здесь вовсе нет отречения от
цели удовлетворения влечений; определенного рода защита против страданий
достигается благодаря менее болезненному ощущению неудовлетворенности
контролируемых влечений в сравнении с необузданными первичными влечения-
ми. Но следствием этого является и несомненное снижение возможностей
наслаждения. Чувство счастья при удовлетворении диких, не укрощенных оЯп
влечений несравнимо интенсивнее, чем насыщение контролируемых влечений.
Непреодолимость извращенных импульсов, а может быть и притягательность
запретного плода вообще, находят здесь свое экономическое объяснение.
Другая техника защиты от страданий пользуется смещениями либидо, дос-
тупными нашему душевному аппарату. Благодаря этому его функционирование
становится более гибким. Задача состоит в такого рода смещении целей
влечений, чтобы они не сталкивались с отказом со стороны внешнего мира,
чему способствует сублимация влечений. Человек достигает больше всего,
повысив уровень наслаждения от психической и интеллектуальной работы.
Тогда судьба мало чем может ему повредить. Такое удовлетворение, как,
например, радость творчества художника при воплощении образов своей фан-
тазии или радость ученого при решении проблем и познании истины, облада-
ют особым качеством, которое нам, наверное, удастся когда-нибудь охарак-
теризовать с точки зрения метапсихологии. Сейчас мы можем лишь образно
сказать, что они кажутся нам самыми оутонченными и возвышеннымип, но их
интенсивность невысока в сравнении с грубыми первичными влечениями; они
не потрясают нашу плоть. Слабость этого метода состоит в том, что его
применимость не универсальна. Он доступен лишь немногим людям, предпола-
гает наличие особых, не слишком часто встречающихся способностей и даро-
ваний. Но и этим немногим избранным он не обеспечивает совершенной защи-
ты от страданий: он не одевает их в латы, непроницаемые для стрел
судьбы, и отказывает, как только источником страданий оказывается
собственная плоть8. Если уже этот метод дает наглядное представление о
стремлении сделаться независимым от внешнего мира, о поисках удовлетво-
рения во внутреннем мире психических процессов, то в следующем методе
защиты от страданий эти черты еще более усиливаются. Связь с реальностью
здесь еще меньше, удовлетворение достигается за счет иллюзий, признавае-
мых как таковые людьми, что не мешает им тем не менее находить наслажде-
ние в уклонении от реальности. Эти иллюзии суть порождения фантазии. В
свое время, когда завершалось развитие аппарата восприятия реальности,
фантазия осталась за пределами требований проверки представлений
действительностью и сохранилась как иллюзорное исполнение труднодостижи-
мых желаний. На самой вершине такого рода фантастических удовлетворений
стоит наслаждение произведениями искусства; посредством художника это
наслаждение становится доступным и для нетворческой личности9. Любому
восприимчивому к воздействию искусства человеку оно знакомо как незаме-
нимый источник наслаждения и утешения. Но легкий наркоз, в который нас
погружает искусство, дает не больше, чем мимолетное отвлечение от тягот
жизни. Он недостаточно силен, чтобы заставить нас забыть о реальных бе-
дах.
Энергичнее и основательнее другой метод, который видит единственного
врага в реальности, являющейся источником всех страданий,- с нею невоз-
можно сосуществовать, с нею нужно порвать всякие отношения, чтобы хоть в
каком-то смысле быть счастливым. Отшельник отворачивается от мира, он не
хочет иметь с ним дела. Но можно подвигнуться на большее, можно возже-
лать переделать мир, создать вместо него другой, в котором были бы унич-
тожены самые невыносимые его черты - они заменяются на другие, соот-
ветствующие нашим желаниям. Тот, кто в отчаянном бунте становится на
этот путь, как правило, ничего не достигает - действительность слишком
сильна для него. Он становится безумцем и чаще всего не находит себе по-
мощников в попытках реализации своих иллюзий. Впрочем, можно предполо-
жить, что у каждого из нас есть свой опунктикп, и мы ведем себя подобно
параноику, желая своими мечтаниями исправить ту или иную невыносимую
сторону мира, привнося свои иллюзии в реальность. На особую значимость
претендует тот случай, когда множество людей совместными усилиями пыта-
ются обеспечить себе счастье и защиту от страданий путем иллюзорного
преобразования действительности. Мы должны признать религии человечества
видами такого массового безумия. Естественно, каждый, сопричастный этому
безумию, таковым себя не считает.
Я не думаю, что этот список методов обретения счастья и избегания
страданий является исчерпывающим; знаю также, что этот материал допуска-
ет и ин
|
|