|
соответствии с этим удвоением цели дея-
тельность людей идет по двум направлениям в зависимости от того, какую
из этих целей - преимущественно или даже исключительно - стремится осу-
ществить деятельность.
Как мы видим, цель жизни просто задана принципом удовольствия, Этот
принцип с самого начала руководит работой душевного аппарата; не подле-
жит сомнению его целенаправленность, и все же программа принципа удо-
вольствия вступает в противоречие со всем миром, как с макрокосмом, так
и с микрокосмом. Она вообще неосуществима, ей противостоит все уст-
ройство Вселенной: можно было бы сказать, что намерение оосчастливитьп
человека не входит в планы отворенияп. То, что в строгом смысле слова
называется счастьем, проистекает, скорее, из внезапного удовлетворения,
разрядки достигшей высокого уровня напряжения потребности. По самой сво-
ей природе это возможно только как эпизодическое явление. Любое посто-
янство, длительность ситуации, страстно желательной с точки зрения прин-
ципа удовольствия, вызывает у нас лишь чувство равнодушного довольства,
Мы устроены таким образом, что способны наслаждаться лишь при наличии
контраста и в малой степени самим состоянием7. Так что возможности наше-
го счастья ограничиваются уже нашей конституцией. Куда меньше трудностей
с испытанием несчастья. С трех сторон нам угрожают страдания: со стороны
нашего собственного тела, приговоренного к упадку и разложению, предуп-
редительными сигналами которых являются боль и страх - без них нам тоже
не обойтись. Со стороны внешнего мира, который может яростна обрушить на
нас свои огромные, неумолимые и разрушительные силы. И, наконец, со сто-
роны наших отношений с другими людьми. Страдания, проистекающие из пос-
леднего источника, вероятно, воспринимаются нами болезненнее всех ос-
тальных; мы склонны считать их каким-то излишеством, хотя они ничуть не
менее неизбежны и неотвратимы, чем страдания иного происхождения.
Не удивительно поэтому, что под давлением этих потенциальных страда-
ний люди несколько умеряют свои притязания на счастье. Подобно тому как
сам принцип удовольствия под влиянием внешнего мира преобразуется в бо-
лее скромный принцип реальности, мы уже считаем себя счастливыми, если
нам удалось избегнуть несчастья, превозмочь страдания, Задача избегнуть
страдания вытесняет на второй план стремление к удовольствию. Размышле-
ние подводит нас к пониманию того, что к решению этой задачи ведут раз-
ные пути; все они рекомендовались различными школами житейской мудрости
и были испробованы людьми. Ничем не ограниченное удовлетворение всех
нужд выдвигается как самый что ни на есть соблазнительный образ жизни,
но такая программа ставит наслаждение выше осторожности, что слишком
быстро ведет к наказанию. Другие методы, основной целью которых является
уклонение от неудовольствия, различаются в зависимости от того, какому
источнику неудовольствия уделяется основное внимание. Имеются крайние и
умеренные методы, односторонние или действующие сразу по нескольким нап-
равлениям, Добровольное одиночество, уход от других людей является самым
обычным видом защиты от страдания, возникающего во взаимоотношениях меж-
ду людьми. Понятно, какого рода счастья можно достичь на этом пути -
счастья покоя. Если задача защиты от угроз внешнего мира ставится исклю-
чительно перед самим собой, но нет иного пути, кроме какого-нибудь ухода
от мира. Конечно, есть иной и лучший путь: в качестве члена человеческо-
го общества с помощью науки и техники перейти в наступление на природу и
подчинить ее человеческой воле. Тогда человек действует со всеми и ради
счастья всех. Самыми интересными методами предотвращения страданий явля-
ются, однако, методы воздействия на собственный организм. В конечном
счете любое страдание есть лишь наше ощущение, оно существует только по-
тому, что мы его испытываем вследствие определенного устройства нашего
организма.
Самым грубым, но и наиболее действенным методом является химическое
воздействие, интоксикация. Не думаю, что кому-либо удалось разгадать его
механизм, но мы имеем дело с фактом существования чуждых организму ве-
ществ, наличие которых в крови и тканях вызывает у нас непосредственное
чувство удовольствия; к тому же оно так изменяет нашу чувствительность,
что мы теряем способность ощущать неприятное. Оба эти воздействия не
только одновременны, они кажутся и внутренне взаимосвязанными. В нашем
собственном химизме, однако, должны существовать вещества, действующие
подобным же образом. Мы знаем по крайней мере одно болезненное состояние
- манию, при котором поведение напоминает воздействие наркотиков без их
реального употребления. Кроме того, наша нормальная душевная жизнь
представляет собой колебание между легкими и отягощенными формами раз-
рядки чувства наслаждения, параллельно которым уменьшается или увеличи-
вается чувствительность к неприятному. Очень жаль, что эта токсическая
сторона душевных процессов до сих пор ускользала от научного исследова-
ния. Действие наркотиков в борьбе за счастье и избавление от бедствий
оценивается как такое благодеяние, что и индивиды, и целые народы отво-
дят им почетное место в своей экономии либидо. Наркотикам благодарны не
только за непосредственное удовольствие, но также за высокую степень не-
зависимости от внешнего мира. С помощью этого оосвободителя от заботп
можно в любое время уклониться от гнета реальности и найти прибежище в
своем собственном мире, где условия получения ощущений отличаются в луч-
шую сторону. Известно, что именно с этим свойством наркотиков связаны их
опасность и вредность. Временами они повинны в том, что впустую растра-
чивается большое количество энергии, которую можно было бы употребить
для улучшения человеческого удела.
|
|