|
иях, особыми дыхательными упражнениями). Он склонен
считать это регрессией к древнейшим состояниям душевной жизни, уже давно
покрытым позднейшими наслоениями. В этом он видит, так сказать, физиоло-
гическое обоснование мистической премудрости. На первый план здесь выс-
тупает связь с многообразными темными проявлениями души, такими, как
транс и экстаз. Меня это заставляет лишь вспомнить слова из оНыряльщикап
Шиллера:
Блажен, кто там дышит в розовом свете.
II
В моей работе оБудущее одной иллюзиип речь шла не столько о глубинных
истоках религиозного чувства, сколько о религии обычных людей - системе
догм и обещаний, которая, с одной стороны, с завидной полнотой объясняет
загадки этого мира, с другой же - уверяет человека в том, что заботливое
Провидение стоит на страже его жизни и возместит ему лишения посюсторон-
него существования. Это Провидение обычный человек представляет не ина-
че, как в облике чрезвычайно возвеличенного отца. Только ему ведомы нуж-
ды детей человеческих, а они могут его умилостивить мольбами и знаками
раскаяния. Все это настолько инфантильно, так далеко от действительнос-
ти, что стороннику гуманистических убеждений становится больно от одной
мысли о том, что подавляющее большинство смертных никогда не поднимется
над подобным пониманием жизни. Но еще постыднее попытки защиты религии
большим числом наших современников, которые должны были бы видеть, что
такой религии нельзя придерживаться. Они отстаивают ее пункт за пунктом
в жалких арьергардных боях. Может возникнуть даже желание влиться в ряды
верующих, чтобы напомнить философам, спасающим Бога религии, заменяя его
безличным, призрачно абстрактным принципом, о предостережении: оНе поми-
най всуе имени Господа Бога твоего! п Не стоило бы им ссылаться на иных
великих мыслителей прошлого - известно, почему тем приходилось делать
нечто подобное.
Вернемся к нашему обычному человеку и его религии - единственной, ко-
торая заслуживает этого имени. Тут можно вспомнить известное высказыва-
ние одного из наших великих поэтов и мудрецов, который так выразился об
отношении религии к искусству и науке:
Кто владеет наукой и искусством,
Тот владеет и религией;
Кто лишен их обоих,
Тому остается религия5. Это изречение, с одной стороны, противопос-
тавляет религию двум величайшим достижениям человеческого рода, а с дру-
гой стороны, предполагает, что они сопоставимы по своей жизненной цен-
ности, могут заменять друг друга. Если мы хотим удалить от религии даже
рядового человека, то авторитет поэта явно не на нашей стороне. Изберем
поэтому такой путь, который мог бы нас приблизить к высотам его мысли.
Данная нам жизнь слишком тяжела, она приносит нам слишком много боли,
разочарований, неразрешимых проблем. Чтобы ее вынести, нам не обойтись
без облегчающих средств (как говаривал Теодор Фонтане, нам не обойтись
без вспомогательных конструкций). Такие средства, по всей видимости,
подразделяются на три группы: сильное отвлечение, позволяющее нам едва
замечать свои несчастья; заменители удовлетворения, несколько их
уменьшающие; и наркотики, делающие несчастья неощутимыми. Что-нибудь по-
добное всегда необходимо6. На отвлечения указывал Вольтер, когда, под
конец соКандидап, давал совет возделывать свой сад". Таким же отвлечени-
ем является.и научная деятельность. Заменители удовлетворения, предлага-
емые, например, искусством, при всей своей иллюзорности психически
действенны - благодаря той роли, которую играет фантазия в душевной жиз-
ни. Наркотические средства оказывают влияние на наше тело, изменяют его
химизм. Не так уж просто определить место религии в этом ряду, для этого
нам нужно начать издалека.
Вопрос о смысле человеческой жизни ставился бесчисленное количество
раз; удовлетворительный ответ на него пока что не был найден, может
быть, его вообще не найти. Некоторые из вопрошавших добавляли: если
жизнь не имеет никакого смысла, то она теряет для них всякую ценность.
Но угроза такого рода ничего не меняет. Скорее, может показаться, что мы
вправе отклонить этот вопрос. Его предпосылкой является человеческое са-
момнение, с многообразными проявлениями которого мы уже знакомы. Ведь не
говорят о смысле жизни животных, разве что в связи с их предназначением
служить человеку. Но и это несостоятельно, поскольку он не знает, что
ему делать со многими животными, помимо их описания, классификации, изу-
чения. Бесчисленные виды животных избежали, однако, даже подобного при-
менения, так как жили и вымерли еще до того, как за них взялся человек.
Только религия берется отвечать на вопрос о смысле жизни. Мы вряд ли
ошибемся, если скажем, что идея смысла жизни возникает вместе с религи-
озными системами и рушится вместе с ними.
Мы обратимся поэтому к более скромному вопросу: что сами люди полага-
ют целью и смыслом жизни, если судить по их поведению, чего они требуют
от жизни, чего хотят в ней достичь? Отвечая на этот вопрос, трудно оши-
биться: они стремятся к счастью, они хотят стать и пребывать счастливы-
ми. Две стороны этого стремления - положительная и отрицательная цели; с
одной стороны, отсутствие боли и неудовольствия, с другой - переживание
сильного чувства удовольствия. В узком смысле слова под осчастьемп пони-
мается только последнее. В
|
|