|
да нашего исследования объясняется, наверное, совершенно особым, не
вполне осмысленным, отношением между чувством вины и нашим сознанием. В
обычных, нормальных случаях раскаяния чувство вины достаточно ощутимо
для нашего сознания. Мы даже привыкли вместо очувства винып говорить о
осознании винып. Изучение неврозов, которому мы многим обязаны для пони-
мания нормальности, показывает нам всю противоречивость этих взаимоотно-
шений. В неврозе навязчивых состояний чувство вины назойливо навязывает-
ся сознанию, оно господствует как в клинической картине болезни, так и в
жизни больного, оно теснит все остальное. Но в случае иных неврозов
чувство вины остается совершенно бессознательным, не выявляя и малой
части своего реального воздействия. Больные не верят, когда мы предпола-
гаем у них обессознательное чувство винып. Чтобы они хоть как-то нас по-
нимали, мы рассказываем им о бессознательной потребности в наказании, в
которой находит выражение чувство вины. Не следует переоценивать этих
сопоставлений с формами неврозов - и при неврозе навязчивых состояний
имеются типы больных, которые не воспринимают своего чувства вины или
ощущают его как мучительное неприятное чувство, какую-то тревогу, мешаю-
щую совершать определенные действия. Когда-нибудь все это станет нам по-
нятнее. Здесь было бы уместно только заметить, что чувство вины есть то-
пическая разновидность страха - в своих позднейших фазах развития оно
полностью совпадает со страхом перед оСверх-Яп. Взаимоотношения сознания
со страхом дают ту же картину многообразных вариаций. Страх стоит за
всеми симптомами, но он то шумно притязает на все сознание целиком, то
так хорошо прячется, что вынуждает говорить о бессознательном страхе.
Или даже о бессознательной возможности страха, если мы желаем сохранить
в чистоте научно-психологическую совесть - ведь страх есть прежде всего
ощущение. Вполне допустимо, что созданное культурой чувство вины также
неузнаваемо как таковое, остается по большей части бессознательным или
обнаруживается как недовольство, неудовлетворенность, для которых отыс-
кивается другая мотивировка. Религии, по крайней мере, никогда не игно-
рировали роль чувства вины в культуре. Они даже претендуют на избавление
человечества от этого чувства, именуемого ими грехом (чему я не дал со-
ответствующей оценки в другом месте30) . По тому, как достигается это
избавление в христианстве - жертвенной смертью одного человека, принима-
ющего на себя общую вину всех - мы пришли к выводу относительно первого
случая обретения этой изначальной вины, с которого берет свое начало и
культура31. Полезным, хотя и не принципиально важным, было бы разъясне-
ние некоторых терминов, которые часто употреблялись нами слишком вольно
или один вместо другого: оСверх-Яп, совесть, чувство вины, потребность в
и наказании, раскаяние. Все они обозначают разные стороны одного и того
же отношения. оСверх-Яп - это открытая нами инстанция, а совесть - одна
из приписываемых оСверх-Яп функций. Совесть осуществляет надзор и суд
над действиями и умыслами оЯп, она действует как цензор. Чувство вины,
жестокость ооСверх-Яп - это, как и в случае суровой совести, ощущаемая
оЯп слежка, контроль за напряженными взаимоотношениями стремлений оЯп и
требований оСверх-Яп. Лежащий в основе всего этого отношения страх перед
критической инстанцией, потребность в наказании - это проявление инс-
тинкта ооЯп, сделавшегося мазохистским под влиянием садистического оС-
верх-Яп. Иначе говоря, оЯп употребляет часть имеющегося у него внутрен-
него деструктивного влечения для установления эротической связи со оС-
верх-Яп. О совести можно говорить лишь после того, как доказано наличие
оСверх-Яп, а сознание вины надо признать возникшим ранее, таким образом
оно старше совести. В таком случае чувство вины есть непосредственное
выражение страха перед внешним авторитетом, напряжения между оЯп и авто-
ритетом. Чувство вины - прямой потомок конфликта между потребностью в
любви и стремлением к удовлетворению влечений (задержка последнего соз-
дает склонность к агрессии). Взаимное наложение двух уровней чувства ви-
ны - из страха перед внешним и внутренним авторитетом - затрудняло нам
понимание совести. Раскаяние - это общее обозначение реакций оЯп на
чувство вины, Раскаяние содержит в почти непреобразованном виде материал
ощущений страха и является само по себе наказанием, включает в себя пот-
ребность в наказании, а потому оно может быть старше совести.
Столь же небесполезно было бы проследить те противоречия, которые
временами вносили запутанность в наше исследование. Чувство вины было то
следствием неосуществленной агрессии, то результатом агрессии как раз
совершенной (по своему историческому происхождению от отцеубийства). На-
ми был найден выход из этого затруднения: с подключением внутреннего ав-
торитета, оСверхЯп, отношение существенно изменилось. Ранее чувство вины
совпадало с раскаянием, и мы отмечали, что раскаяние означало только ре-
акцию на действительно совершенный акт агрессии. Затем различие между
намерением и совершением агрессии утратило свою силу вследствие всеведе-
ния оСверх-Яп. Чувство вины могли теперь вызывать не только действи-
тельно совершенные акты насилия - это всем известно,- но и лишь замышля-
емые - таково открытие психоанализа. Несмотря на изменение психологичес-
кой ситуации, конфликт дв
|
|