|
во-
рение. Некоторые из этих влечений настолько ослабевают, что на их место
приходит нечто иное - в случае отдельного человека это свойства характе-
ра. Самым ярким примером такого процесса могут служить явления, обнару-
женные в детской анальной эротике. Первоначальный интерес ребенка к
экскрементам, к функции дефекации, ее органам и продуктам заменяется
вместе с повзрослением группой характерологических черт, известных как
скупость, стремление к порядку и чистоте. Эти черты, сами по себе ценные
и желанные, могут сделаться настолько господствующими в психике, что в
итоге мы получаем так называемый анальный характер. Нам неизвестно, как
это происходит, но правильность наблюдений не вызывает сомнения13. Ранее
мы обнаружили, что порядок и чистоплотность являются важными критериями
культуры, хотя их жизненная необходимость не вполне очевидна, и еще ме-
нее они пригодны в качестве источников наслаждения. Здесь впервые напра-
шивается аналогия между культурным процессом и развитием либидо у инди-
вида. Происходит смещение условий удовлетворения других влечений, они
должны переключаться на иные пути. В большинстве случаев это сопровожда-
ется хорошо известным процессом сублимации, изменением цели влечений,
хотя иногда имеют место и другие процессы. Сублимация влечений представ-
ляет собой выдающуюся черту культурного развития, это она делает возмож-
ными высшие формы психической деятельности - научной, художественной,
идеологической,- играя тем самым важную роль в культурной жизни. Поддав-
шись первому впечатлению, хочется даже сказать, что сублимация - это
судьба, навязанная влечениям культурой. Но здесь лучше не торопиться.
Наконец, нельзя не заметить самого важного - насколько культура строится
на отказе от влечений, настолько предпосылкой ее является неудовлетво-
ренность (подавление, вытеснение или что-нибудь еще?) могущественных
влечений, Эти окультурные запретып господствуют в огромной области соци-
альных отношений между людьми. Нам уже известно, что они - причина враж-
дебности, с которой вынуждены вести борьбу все культуры. Этим определя-
ются суровые требования к нашей научной работе, поскольку слишком многое
нуждается в объяснении. Нелегко понять, что вообще в силах заставить
влечение отклониться от удовлетворения. Это совсем небезопасно: если нет
экономической компенсации, то можно ждать серьезных нарушений.
Но для выяснения обоснованности нашего подхода к культурному развитию
как специфическому процессу, сопоставимому с нормальным созреванием ин-
дивида, нам нужно обратиться к другой проблеме. Мы должны задаться воп-
росом: благодаря каким влияниям появляется культурное развитие, каково
его происхождение, чем определяется его течение?
IV
Такая задача кажется чрезмерной и может привести в уныние. Вот то
немногое, что мне удалось разгадать.
После того как первобытный человек открыл, что улучшение его земного
удела буквально находится в его руках, что он может изменить его своим
трудом, ему уже не было безразлично, работает ли другой человек вместе с
ним или против него. Другой приобрел значимость сотрудника, совместная
жизнь с которым может быть полезной. Из своего обезьяноподобного прошло-
го он получил привычку жить семьями; члены семьи были, наверное, его
первыми помощниками. Основание семьи, видимо, было связано с тем, что
потребность сексуального удовлетворения уже не была для него тем неожи-
данным гостем, который вдруг появляется, но после отъезда долго не дает
о себе знать; она поселилась у него как постоянный квартиросъемщик. У
самца появился тем самым мотив держать при себе самку (сексуальный
объект в самом общем смысле); самка же, не хотевшая расставаться со сво-
ими беспомощными детенышами, в их интересах должна была оставаться у бо-
лее сильного самца14. В такой первобытной семье еще нет одной существен-
ной черты культуры: произвол главы семейства и отца был неограниченным.
В оТотеме и табуп я попытался показать путь, который ведет от этой семьи
к следующей ступени совместной жизни в форме братского союза. Взяв верх
над отцом, сыновья убедились, что объединение сильнее каждого поодиноч-
ке. Тотемистическая культура покоится на ограничениях, возлагаемых друг
на друга для поддержания нового состояния. Предписания табу были первым
оправомп. Совместная жизнь людей имела, таким образом, два основания:
принуждение к труду, возникшее из внешней нужды, и сила любви к сексу-
альному объекту, женщине - со стороны мужчины, и любви к потомству, с
которым она не желала расставаться - со стороны женщины. Так предками
человеческой культуры стали Эрос и Ананке. Первым достижением культуры
было увеличение числа людей, которые могли входить в сообщество. Пос-
кольку обе эти могущественные силы содействовали друг другу, то можно
было бы ожидать, что дальнейшее развитие будет гладким и в покорении
внешнего мира, и в расширении человеческого сообщества. Нелегко понять,
почему эта культура дарует своим членам не одно только счастье.
Перед тем, как исследовать причины нарушений, попробуем заполнить
пробел в наших предшествующих рассуждениях. Мы приняли любовь в качестве
основания культуры, мы говорили, что как сильнейшее переживание удо-
вольствия половая (генитальная) любовь дает человеку прообраз всякого
счастья. Поэтому напрашивается дальнейший поиск счастья в области поло-
вых отношений, тогда как генитальная эротика делается средоточием жизни.
Мы говорили далее, что на этом пути человек попадает в зависимость от
известной части внешнего мира, а именно, от избранного им объекта любви.
Он претерпевает сил
|
|