|
и-
сутствовать и нечто иное.
Ни одна другая черта культуры, однако, не характеризует ее лучше, чем
уважение и попечение о высших формах психической деятельности, об интел-
лектуальных, научных и художественных достижениях, о ведущей роли идей в
жизни человека. Во главе этих идей стоят религиозные системы, сложное
строение которых я попытался осветить в другом месте. Рядом с ними стоят
философские спекуляции и то, что можно было бы назвать человеческими
идеалами, представлениями о совершенстве - доступном отдельной личности,
народу, всему человечеству - и требованиями, из них вытекающими. Эти
творения взаимосвязаны и так тесно переплетаются, что трудно как прояс-
нить их, так и вывести их психологически. Если мы принимаем общую пред-
посылку, согласно которой всякая человеческая деятельность имеет своей
пружиной стремление к двум совпадающим целям - пользе и достижению удо-
вольствия,- то нам следует принимать ее и для упомянутых выше явлений
культуры. Это легко заметить только в связи с научной и художественной
деятельностью, но можно не сомневаться в том, что и другие культурные
формы соответствуют сильным человеческим потребностям. Даже те из них,
которые получили развитие у незначительного меньшинства. Оценки тех или
иных религиозных и философских систем, различных идеалов не должны вво-
дить в заблуждение; считаем ли мы их вершинами человеческого духа или
прискорбными ошибками, следует признать, что их наличие, более того, их
господство, свидетельствует о высоком уровне культуры.
В качестве последней, но далеко немаловажной характеристики культуры
мы должны удостоить внимания тот способ, каким регулируются взаимоотно-
шения людей, социальные отношения, касающиеся человека в качестве сосе-
да, рабочей силы, сексуального объекта для другого, члена семьи, госу-
дарства. Здесь особенно трудно отрешиться от определенных идеальных тре-
бований и уловить, что вообще в данном случае принадлежит к культуре.
Возможно, с самого начала следовало бы заявить, что элемент культуры
присутствует уже в первой попытке урегулировать социальные отношения. Не
будь такой попытки, эти отношения подчинялись бы произволу, т. е. уста-
навливались бы в зависимости от интересов и влечений физически сильного
индивида. Ничто не изменилось бы от того, что этот сильный индивид в
свою очередь столкнется с еще более сильным. Совместная жизнь впервые
стала возможной лишь с формированием большинства - более сильного, чем
любой индивид, и объединившегося против каждого индивида в отдельности.
Власть такого общества противостоит теперь как оправоп власти индивида,
осуждаемой отныне как огрубая силап. Замена власти индивида на власть
общества явилась решающим по своему значению шагом культуры. Сущность
его в том, что члены общества ограничивают себя в своих возможностях
удовлетворения влечений, тогда как индивид не признает каких бы то ни
было ограничений. Следующим культурным требованием является требование
справедливости, т. е. гарантия того, что раз установленный правопорядок
не будет нарушен в пользу отдельного индивида. Этим не исчерпывается
этическая ценность права. В дальнейшем культурное развитие кажется было
направлено на то, чтобы право не превращалось в произвол небольшого со-
общества (касты, сословия, племени), которое занимало бы по отношению к
более широким массам положение правящего посредством насилия индивида.
Конечным результатом должно быть право, распространяющееся на всех (по
крайней мере, на всех способных к общественному состоянию) приносящих в
жертву свои инстинктивные склонности, и никто (с тем же исключением) не
должен становиться жертвой грубого насилия.
Индивидуальная свобода не является культурным благом. Она была макси-
мальной до всякой культуры, не имея в то время, впрочем, особой ценнос-
ти, так как индивид не был в состоянии ее защитить. Свобода ограничива-
ется вместе с развитием культуры, а справедливость требует, чтобы ни от
одного из этих ограничений нельзя была уклониться, То, что заявляет о
себе в человеческом обществе как стремление к свободе, может быть бунтом
против имеющейся несправедливости и таким образом благоприятствовать
дальнейшему развитию культуры, уживаться с культурой. Но это же стремле-
ние может проистекать из остатков первоначальной, неукрощенной культурой
личности и становиться основанием вражды к культуре. Стремление к свобо-
де, таким образом, направлено либо против определенных форм и притязаний
культуры, либо против культуры вообще. Вряд ли найдется какое-нибудь
средство, способное превратить природу человека в природу термита; пожа-
луй, он всегда будет отстаивать свое притязание на индивидуальную свобо-
ду против воли масс. Немалая часть борьбы человечества сосредоточивается
вокруг одной задачи - найти целесообразное, т. е. счастливое равновесие
между индивидуальными притязаниями и культурными требованиями масс. Дос-
тижимо ли это равновесие посредством определенных форм культуры, либо
конфликт останется непримиримым - такова одна из роковых проблем челове-
чества.
Пока речь,шла об общих впечатлениях о тех чертах жизни, которые могут
называться культурными, у нас возникло достаточно ясное представление об
облике культуры в целом, но мы, пожалуй, не узнали ничего, что не было
бы общеизвестным. При этом мы сторонились предрассудка, согласно которо-
му культура равнозначна совершенству или пути к такому совершенству, ка-
ковой и предписывается человеку. Посмотрим теперь с другой стороны.
Культурное развитие предстает как охватывающий человечество процесс, на-
поминающий нечто нам уже знакомое. Этот процесс можно охарактеризовать
посредством тех изменений, которые связаны с известными человеческими
влечениями. Экономическую задачу нашей жизни представляет их удовле
|
|