|
бя. Если он переживает опыт покинутого с лицом своего
пола, то обвиняет себя, так как считает, что не проявил к нему достаточного
внимания или не сумел оценить его внимание. Часто бывает так, что он уверен,
что данное лицо его пола покинуло его, но на самом деле оно его отвергло.
* ТРАВМА УНИЖЕНИЯ ОБЫЧНО ПЕРЕЖИВАЕТСЯ С МАТЕРЬЮ, независимо от пола. То
есть мазохист-мужчина склонен испытывать унижение от лиц женского пола. Их же
он обычно и обвиняет. Если он переживает травму унижения с лицом мужского пола,
то обвиняет себя и стыдится своего поведения или своего отношения к этому лицу.
Эту травму он может переживать и с отцом, если тот занимается его физическим
воспитанием, учит ребенка поддерживать чистоту, принимать пищу, одеваться и т.п.
Если это твой случай, то тебе остается применить сказанное к мужскому или
женскому варианту.
* ТРАВМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА ПЕРЕЖИВАЕТСЯ С РОДИТЕЛЕМ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА. То
есть контролирующий обычно считает, что его предали лица противоположного пола,
и склонен обвинять их в своих страданиях или эмоциях. Если он переживает травму
предательства с лицом своего пола, то обвиняет главным образом себя и злится на
себя за то, что не сумел предвидеть и своевременно предотвратить этот опыт.
Весьма вероятно, что то, что ему кажется предательством со стороны лиц его пола,
на самом деле является опытом, который активизировал его травму
несправедливости.
* ТРАВМА НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ ПЕРЕЖИВАЕТСЯ С РОДИТЕЛЕМ СВОЕГО ПОЛА. То есть
ригидный страдает от несправедливости со стороны лиц своего пола и обвиняет их
в несправедливости к нему. Если он переживает ситуацию, которую считает
несправедливой, с лицом противоположного пола, то обвиняет не это лицо, а
скорее себя – в несправедливости или некорректности. Очень вероятно, что это
переживание несправедливости с лицом противоположного пола на самом деле
вызвано предательством. Сильное страдание может даже довести его до
разрушительной ярости.
Чем больше страданий причиняют эти травмы, тем более оправданной и
человеческой является злость на родителя, которого мы считаем ответственным за
них. Позднее мы переносим эту горечь и ненависть на лиц того же пола, что и
родитель, которого обвиняем в наших страданиях. Вполне естественно, например,
что мальчик ненавидит отца, если постоянно чувствует, что тот его отвергает.
Потом он перенесет эту ненависть на других мужчин или на собственного сына – и
будет чувствовать, что и тот его отвергает.
Мы злимся на этого родителя – бессознательно – еще и потому, что у него
есть та же травма, что и у нас. То есть он становится в наших глазах моделью,
образцом человека с этой травмой, тем самым обязывая нас смотреть на самих себя.
А нам, вообще говоря, хотелось бы видеть иную модель, хотя и этого мы обычно
не осознаем. Вот чем объясняется наше стремление никоим образом не походить на
родителей. Нам неприятно видеть в них свое отражение. Травмы не могут быть
излечены иначе, как только через истинное прощение своих родителей и себя
самого.
С другой стороны, когда любая из пяти травм переживается с лицами другого
пола, чем родитель, которого мы считаем ответственным за нашу травму, тогда мы
злимся на самих себя. Именно в такие периоды мы склонны наказывать себя,
используя для этого несчастный случай или любое другое средство физического
повреждения.
Человеку свойственно веровать в наказание как средство искупления вины. В
действительности же духовный закон любви утверждает прямо противоположное. Чем
более виновными мы себя считаем, тем сильнее наказываем себя – и тем неизбежнее
привлекаем к себе все ту же ситуацию. Другими словами, чем больше самообвинений,
тем выше вероятность повторного переживания тех же страданий. Это чувство вины
не дает человеку простить себя и тем самым сделать решительный шаг к исцелению.
Кроме чувства вины, мы очень часто испытываем стыд – когда обвиняем себя в
том, что ранили кого-то, или когда другие обвиняют нас в причиненных им
страданиях. Более подробно о стыде я говорила в главе, посвященной травме
унижения, поскольку стыд наиболее ярко проявляется у мазохиста. Впрочем,
каждому человеку в той или иной ситуации приходится переживать чувство стыда.
Особенно интенсивным бывает это чувство тогда, когда мы не хотим признать, что
причиняем другим страдания, которых сами не хотели бы испытывать.
В тех случаях, когда совершается тяжкое преступление или насилие,
необходимо помнить, что у преступника есть свои травмы, которые причиняют ему
такую боль, от которой он теряет контроль над собой. Вот почему я часто
повторяю: Нет злых людей в этом мире, есть только страдающие. Здесь не идет
речь о том, чтобы прощать таких людей, но нужно учиться им сострадать.
Обвинение и наказание им не поможет. Даже оставаясь при своем мнении, мы можем
сочувствовать им. Это облегчает и нам самим осознание собственных травм и травм
других людей.
По моим наблюдениям, случаи, когда человек страдает только одной травмой,
довольно редки. Что касается меня, то я уже упоминала, что у меня есть две
главные травмы, которые я должна излечить в этой жизни, – несправедливость и
предательство. Я переживаю травму несправедливости с лицами моего пола и травму
предательства – с лицами противоположного пола. Поскольку несправедливость была
пережита с матерью, я замечаю, что когда испытываю эту эмоцию в связи с особой
женского пола, то обвиняю ее в несправедливости. Когда же несправедливость
исходит от представителя мужского пола, я больше склоняюсь к самообвинению и
испытываю гнев на себя. Иногда мне даже стыдно. Случается мне также
воспринимать несправедлив
|
|