|
ротеста, часто приобретающего причудливые
формы в подростковом возрасте. Чрезмерно усердные попытки сохранить иллюзии в
более поздние периоды жизни порождают иногда депрессии и мистицизм, а
разрушение иллюзий может вызвать даже отчаяние.
Временное структурирование — это обозначение эксзистенциальных проблем,
заключающихся в вопросе, что делать после того, как сказано «здравствуйте»? Мы
попытаемся ответить на этот вопрос на основании наблюдений за действиями людей
после высказанного ими приветствия. В настоящей книге также сделаны
предположения о возможных действиях людей, то есть что мог бы сделать человек,
как повести себя в какой-то конкретной ситуации. В этом нам помогли
исследования природы жизненных сценариев и ход их реализации.
Часть вторая. Родительское программирование
СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Жизненные планы
Судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его умением
мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем его мире.
Человек сам планирует собственную жизнь. Только свобода дает ему силу
осуществлять свои планы, а сила дает ему свободу осмысливать, если надо их
отстаивать или бороться с планами других. Даже если жизненный план человека
определен другими людьми или в какой-то степени обусловлен генетическим кодом,
то и тогда вся его жизнь будет свидетельствовать о постоянной борьбе.
Встречаются люди, которые постоянно живут как будто бы в молчании и в страхе.
Для большинства из них это большое несчастье. Только родные и очень близкие их
друзья могут понять, что жизнь такого человека проходит в борьбе. В большинстве
случаев он прожил жизнь, обманывая мир и в первую очередь себя. Дальше мы еще
поговорим об этих иллюзиях.
Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей
жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Повседневное
поведение человека определяется его рассудком, а свое будущее он может только
планировать, например, каким человеком будет его супруг (супруга), сколько в их
семье будет детей и т.п. В жизни, однако, может случиться не так, как человек
хочет, но главное в том, что он очень желает, чтобы его мечты сбылись.
Сценарий
— это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется, как мы
уже говорили, еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот
психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его
судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.
В намерения автора не входит стремление сводить поведение всех людей и всю
человеческую жизнь к какой-то формуле. Совсем наоборот. Реальный человек как
личность действует спонтанно рациональным и предсказуемым образом, принимая во
внимание мнения и действия других людей. А человек, действующий по формуле, —
это уже нереальная личность. Но поскольку именно такие люди, по нашим
наблюдениям, составляют основную массу человечества, мы попытаемся познакомить
читателей с результатами своих исследований.
...Делле около тридцати лет. Она ведет жизнь домашней хозяйки. А ее муж —
торговец, он много ездит. Иногда в его отсутствии Делла начинает пить. Эти
загулы нередко кончаются далеко от дома. Как это обычно бывает, из ее памяти
выпадает все, что с ней произошло, когда она была пьяна. Она узнает о том, что
с ней было в различных местах, только тогда, когда приходит в себя и
обнаруживает неожиданно в сумочке номера телефонов неизвестных ей мужчин. Она
пугается, ее охватывает ужас еще и потому, что в эти минуты понимает: жизнь ее
может быть погублена из-за непорядочности какого-нибудь случайного партнера.
Подобный сценарий чаще всего планируется в детстве. Поэтому если это сценарий,
то именно в нем следует искать все истоки. Мать Деллы умерла, когда она была
маленькой. Отец проводил все дни на работе. Делла плохо сходилась с другими
подростками в школе, чувствовала себя какой-то неполноценной, жила одиноко. Но
в подростковом возрасте она открыла способ обретения популярности — предаваться
любовным забавам с группой мальчишек. А во взрослом состоянии ей и в голову не
приходило связывать эпизоды сеновала того далекого времени со своим настоящим
поведением. Однако все эти годы в голове она сохраняла основные линии своей
жизненной драмы. Акт первый: завязка — прегрешения на сеновале и ощущение вины.
Акт второй: основное действие — прегрешение и чувство вины из-за пьянства и
безответственности. Акт третий: расплата — разоблачение и наказание. Она
потеряла все — мужа, детей, положение в обществе. Акт четвертый: освобождение в
финале — самоубийство. Теперь, после ее гибели, все прощали и жалели ее.
Делла провела свою жизнь с чувством неотвратимости надвигающейся угрозы.
Сценарий — трагическая
|
|