Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрик Берн :: 2. Эрик Берн - Люди, которые играют в игры - 2
<<-[Весь Текст]
Страница: из 102
 <<-
 
ый случаи — замкнутость, когда явная коммуникация между людьми 
отсутствует. Это бывает в самых различных ситуациях, например в купе 
железнодорожного поезда, в больничной палате и т.п. Далее, за формой 
замкнутости, когда каждый человек будто бы окутан собственными мыслями, следует 
наиболее безопасная форма социального действия — ритуал; это крайне 
стилизованные формы взаимодействия, которые могут иметь неформальный характер, 
но могут быть и официальными. В последнем случае это в основном церемониальное 
поведение, трансакции которою полностью предсказуемы и почти не несут никакой 
информации. По своей природе ритуалы — это скорее всего знаки взаимного 
признания. Единицы ритуала называют жестами по аналогии с жестами, 
свидетельствующими о признании и понимании людьми друг друга. Ритуалы 
программируются извне — традициями и обычаями.

Следующая форма социального действия называется активностью. Ее мы обычно 
именуем работой. В этом случае трансакции диктуются материалом: с чем и над чем 
работают (будь то дерево, бетон или математическая проблема). Связанные с 
работой трансакции обычно направлены от Взрослого к Взрослому и соотнесены с 
внешней реальностью, то есть с предметом деятельности. Далее остановимся на 
времяпрепровождениях, которые не так стилизованы и не так предсказуемы, как 
ритуал, но обладают некоторой повторяемостью. Это многовариантное 
взаимодействие, имеющее законченный характер, как фраза или предложение. 
Примером может служить вечеринка с угощением, где участники недостаточно хорошо 
знакомы друг с другом. Времяпрепровождение чаще всего социально 
запрограммировано, поскольку говорить в это время можно лишь в определенном 
стиле и только на допустимые темы, Когда при этом проскальзывают индивидуальные 
нотки, тогда времяпрепровождения переходят в другую форму социального действия, 
которая называется
игрой
.

Игра, как мы уже говорили, — это комплекс скрытых трансакций, повторяющихся и 
характеризующихся четко определенным психологическим выражением. Во время 
скрытой трансакции участник чаще всего притворяется, так как создает видимость, 
что делает что-то одно, а в действительности делает совсем другое. Все игры 
предполагают «приманку». Однако «приманка» срабатывает лишь тогда, когда есть 
слабость, на которую она рассчитана, или имеется какой-то «рычаг», ухватившись 
за который можно вызвать отклик другого игрока. Это может быть зависть, 
жадность, сентиментальность, вспыльчивость и т.п. Как только «приманка» 
схвачена, игрок начинает тянуть за «рычаг», чтобы получать свой выигрыш. 
Партнер смущен или недоумевает. пытаясь осознать, что же такое с ним произошло. 
Когда игра заканчивается, каждый получает свой «выигрыш», или «вознаграждение», 
который обычно бывает взаимным и заключается в чувствах, переживаниях (не 
всегда одинаковых), но возбуждаемых игрой как в активном игроке, так и в его 
партнере. Если набор трансакций не характеризуется этими чертами, то речь идет 
не об игре, так как при игре скрытые трансакции должны содержать «приманку», 
«рычаг», недоумение и «выигрыш». Это можно представить в виде следующей 
формулы:
П+С=Рк-Р-H-В (формула игры),
где П+С означает, что «приманка» схвачена, реакция достигнута и игрок тянет за 
«рычаг» (Р). После этого следует момент смущения или недоумения (H), а затем 
оба получают свой «выигрыш» (В). Все, что укладывается в эту формулу, мы 
считаем игрой. Все, что не угадывается в эту формулу, игрой не является.
За игрой следует второй пограничный случай, замыкающий ряд форм межчеловеческих 
взаимодействий, — близость. Двустороннюю близость можно определить как искренне 
неигровое отношение между людьми со свободным взаимным обменом между ними, 
исключающим извлечение выгоды. Близость может быть односторонней, когда один 
человек дарит другому свое искреннее и свободное отношение, а другой расчетливо 
ищет при этом своей выгоды.




Сценарии


Различные формы социального действия, как уже отмечалось в первой книге, 
способствуют структурированию времени, помогают избежать скуки, а также дают 
возможность извлечь максимально возможное удовлетворение из каждой ситуации. 
Большинство людей, кроме того, подсознательно имеют свой жизненный план, или 
сценарий, согласно которому они структурируют более длительные периоды времени 
— месяцы, годы или даже всю свою жизнь, заполняя время ритуальной деятельностью,
 времяпрепровождениями, развлечениями, играми. Реализуя сценарий, игры дают в 
то же время немедленное удовлетворение и прерываются периодами замыкания в себе 
или эпизодами близости. Сценарии обычно основываются на детских иллюзиях, 
которые могут не исчезнуть в течение всей жизни.
Однако у более чувствительных, восприимчивых, интеллигентных людей эти иллюзии 
одна за другой разрушаются, что нередко ведет к жизненному кризису. Подобный 
кризис может возникнуть в связи с переоценкой родителями своего ребенка в его 
юношеском возрасте или из-за чувства 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 102
 <<-