Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрик Берн :: 1. Эрик Берн - Игры, в которые играют люди - 1
<<-[Весь Текст]
Страница: из 59
 <<-
 
которые 
внутренние социальные действия, сопровождаемые биологическим выигрышем. Внешнее 
социальное «вознаграждение» принадлежит к группе игр «Подумайте, какой ужас!».

Интересно отметить, что выбор Уайтом исходной посылки не зависит ни от его 
интеллекта, ни от кругозора. Так, некий человек, занимавший ответственный пост 
в министерстве иностранных дел, однажды официально заявил на лекции, что другая 
страна не столь высокоразвита, как его государство, в частности потому, что ее 
мужское население носит пиджаки со слишком длинными рукавами. Во Взрослом 
состоянии этот человек, наверное, был вполне компетентен. Но он мог упомянуть о 
такой не относящейся к делу детали, только играя в Родительскую игру типа 
«Изъян».
3. «Гость-растяпа»
*Тезис*. Типичный вариант игры развертывается в следующей последовательности:
1. Уайт опрокидывает коктейль на вечерний туалет хозяйки. Блэк (хозяин) сначала 
приходит в ярость, но чувствует (часто лишь смутно): если он обнаружит ее, то 
Уайт выиграет. Поэтому Блэк берет себя в руки, и ему кажется, что выиграл 
именно он.
2. Уайт говорит: «Извините, пожалуйста». Блэк нехотя или поспешно произносит 
слова прощения, тем самым усиливая иллюзию своего выигрыша.
3. Уайт продолжает наносить дальнейший ущерб Блэку. Он как бы ненароком 
разбивает и ломает вещи, проливает вино и вообще устраивает беспорядок. После 
того как ему удалось прожечь сигаретой скатерть, порвать ножкой стула кружевную 
занавеску и пролить соус на ковер, Ребенок Уайта приходит в превосходное 
расположение духа, поскольку он прекрасно провел время за этими занятиями и 
сумел за все получить прощение. В то же время Блэк испытывает удовлетворение от 
того, что все видели, как он мужественно держал себя. Таким образом, оба 
извлекли выгоду из неблагоприятной ситуации, поэтому Блэк может не стремиться 
прекратить подобную дружбу.
Как и в большинстве игр, Уайт, делающий первый ход, выигрывает. Если Блэк 
покажет, что разозлился, Уайт почувствует себя вправе ответить тем же. Если 
Блэку удается сдержаться, Уайт может и дальше куражиться, воспользовавшись 
удобным случаем. Однако настоящий выигрыш в этой игре состоит не в удовольствии 
разрушения — для Уайта это как бы попутно доставшийся выигрыш, — а в получении 
прощения. Отсюда становится ясно, каким должен быть антитезис.
*Антитезис* Анти-Растяпы состоит в том, чтобы отказать Уайту в прощении, 
которое он стремится получить. После слов Уайта «Извините, пожалуйста» Блэк, 
вместо того чтобы пробормотать: «Ладно, все в порядке», — говорит: «Сегодня 
вечером вы можете досаждать моей жене, ломать мебель и портить ковер, но только 
не надо извиняться». Тем самым Блэк из всепрощающего Родителя превращается в 
объективного Взрослого, который полностью берет на себя ответственность за то, 
что вообще пригласил Уайта.
Насколько интенсивно Уайт ведет свою игру, станет понятным из его реакции, а 
она может быть весьма несдержанной. Хозяин, отвечающий гостю— растяпе 
антитезисом, всегда рискует тут же навлечь на себя ответный удар или, во всяком 
случае, нажить врага.
Дети играют в неполный вариант «Растяпы», при котором они если не всегда 
рассчитывают получить прощение, то по крайней мере могут насладиться своими 
проказами. По мере того как они овладевают умением жить в обществе, они могут 
воспользоваться этим вариантом игры, чтобы получить прощение, что является 
основной целью игры в том ее виде, в каком она применяется в кругу хорошо 
воспитанных взрослых людей.

Анализ
*Тезис*: «Я могу безобразничать, и все же получать прощение».

*Цель*: получение прощения.
*Роли*: Агрессор, Жертва.
*Иллюстрации*: 1) дети с разрушительными наклонностями, любители устраивать 
беспорядок; 2) неуклюжий гость.
*Социальная* *парадигма*: Взрослый — Взрослый; Взрослый: «Я веду себя вежливо, 
поэтому и вам придется быть вежливым»; Взрослый: «Все в порядке. Я вас прощаю».
*Психологическая* *парадигма*: Ребенок — Родитель; Ребенок: «Тебе придется 
простить меня, ведь ты же видишь, что я это сделал случайно»; Родитель: «Ты 
прав. Придется показать тебе, что значит хорошо себя вести».
*Ходы*: 1) провокация — возмущение; 2) извинение — прощение.
*Вознаграждения*: 1) внутреннее психологическое — удовольствие от манеры 
устраивать беспорядок; 2) внешнее психологическое — избегает наказания; 3) 
внутреннее социальное — «Гость-растяпа»; 4) внешнее социальное — 
«Гость-растяпа»; 5) биологическое — провокационные и ласковые «поглаживания»; 
6) экзистенциональное — «Я ни в чем не виноват».
4. «Почему бы вам не… — Да, но» (ПБВДН) *Тезис*. Игра «Почему бы вам не … — Да, 
но», занимает особое место в анализе игр, так как именно она послужила толчком 
к формулировке самого понятия «игра». Эту игру мы первой вычленили из ее 
социального контекста. Она принадлежит к числу наиболее изученных. Кроме того, 
она также относится и к наиболее популярным играм, в которые играют на званых 
вечерах и в самых разных компаниях, включая и психотерапевтические группы. 
Основные характеристики игры видны из следующего примера.

Уайт
(жена): Муж всегда хочет делать ремонт сам, но у него никогда ничего не 
получается так, как надо.


Блэк
: Почему бы ему не взять несколько уроков у плотника?


Уайт
: Да, но у него нет времени.


Блю
(или кто-либо из компании): Почему бы вам не купить ему хорошие инструменты?


Уайт
: Да, но он не умеет ими пользоваться.


Ред
: А почему бы вам не пригласить плотника для ремонта дома?


Уайт
: Да, но это слишком дорого.


Браун
: Почему бы вам тогда не примириться с тем, как он все делает, и не
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 59
 <<-