Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрик Берн :: 1. Эрик Берн - Игры, в которые играют люди - 1
<<-[Весь Текст]
Страница: из 59
 <<-
 
довольствоваться этим?


Уайт
: Да, но ведь все может просто рухнуть.

Вслед за таким обменом репликами обычно воцаряется молчание. Наконец его 
прерывает одна из участниц разговора (Грин) и произносит что-нибудь в следующем 
роде: «Ох уж эти мужчины, вечно они хотят показать, какие они мастера».
В игре ПБВДН может принимать участие любое число собеседников. В компании 
Водящий ставит проблему. Остальные присутствующие предлагают одно решение за 
другим, причем каждое начинается словами: «Почему бы вам не…» Каждому решению 
Уайт противопоставляет очередное «Да, но». Хороший игрок может успешно отражать 
натиск других игроков до тех пор, пока все они не сдадутся, а Уайт выиграет. 
Нередко приходится отвергнуть не менее дюжины предложений, пока не наступит 
тягостная тишина, знаменующая собой победу и очищающая сцену для следующей игры.
 В приведенном выше примере Грин переключилась на игру «Родительский комитет» 
типа «Непутевый муж».
Поскольку, за редчайшим исключением, все предложения других игроков отвергаются,
 совершенно очевидно, что игра преследовала какие-то скрытые цели. Мы считаем, 
что в ПБВДН играют не для того, чтобы получить ответ на свой вопрос (то есть 
игра не состоит в поиске Взрослым информации или решения проблемы), а для того, 
чтобы внушить уверенность своему состоянию Ребенка и доставить ему удовольствие.
 Дословная запись диалога может создать впечатление, что разговор ведется между 
Взрослыми, но внимательные наблюдения помогают увидеть, что Уайт (супруга) 
предстает в этой игре Ребенком, неспособным справиться с ситуацией, в то время 
как остальные участники превращаются в мудрых Родителей, готовых поделиться 
своим опытом ради ее блага.
Этот процесс проиллюстрирован на схеме 8. Игра может продолжаться, поскольку на 
социальном уровне и стимул, и реакция идут от Взрослого к Взрослому. Они 
дополнительны и на психологическом уровне, где стимул, идущий от Родителя к 
Ребенку («Почему бы вам не …») вызывает реакцию, идущую от Ребенка к Родителю 
(«Да, но»). Как правило, для обеих сторон трансакции на психологическом уровне 
являются бессознательными, но внимательный наблюдатель может заметить, например,
 по изменившейся позе, голосу, тонусу, произносимым словам о происшедшем сдвиге 
в состоянии Я (со Взрослого на «несправляющегося» Ребенка — в случае миссис 
Уайт — и со Взрослого на «мудрого» Родителя — у других участников). Чтобы лучше 
понять скрытый смысл этой игры полезно проанализировать следующий пример.
Схема 8. «Почему бы вам не… — Да, но»

Психотерапевт
: А кто-нибудь предложил решение проблемы, которое вам до этого не приходило в 
голову?


Уайт
(супруга
): Нет, никто. Честно говоря, я уже перепробовала почти все, что они предложили.
 Я купила мужу инструменты, и он взял несколько уроков у плотника.

Последнее замечание миссис Уайт делает очевидными две причины, по которым ее 
разговор с собеседниками не следует принимать за чистую монету. Во-первых, в 
большинстве случаев Уайт не глупее остальных членов компании, и очень 
маловероятно, что кто-нибудь из них может предложить решение, которое раньше не 
приходило ей в голову. Если же кому-то удается придумать действительно 
оригинальное решение, миссис Уайт, если она ведет честную игру, примет его с 
благодарностью.
Иными словами, ее «несправляющийся» Ребенок уступит, если у кого-то и
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 59
 <<-