|
гая?» Миссис
Уайт обычно соглашается по одной из двух причин, якобы исходящих от ее
Взрослого: а) сама по себе история в общих чертах вполне соответствует
действительности; если же она не согласится с какой-то мелкой деталью (на самом
деле именно эта деталь и есть основной момент трансакции), то может выглядеть
занудливым человеком; б) просто невежливо не согласиться с мужчиной, который
только что во всеуслышание назвал тебя «дорогая». Однако истинной
психологической причиной согласия является ее депрессивная позиция. Когда она
выходила замуж, то хорошо понимала, что муж способен выставлять перед людьми ее
недостатки и тем самым избавлять ее от неудобных ситуаций, в которые она
неизбежно попадает. В детстве эту услугу ей оказывали ее родители.
Игра «Дорогая» наряду с игрой «Судебное разбирательство» наиболее часто
встречается в супружеских психотерапевтических группах. Чем более напряженной
становится ситуация, тем ближе момент разоблачения игры, тем с большей горечью
произносится слово «дорогая», пока раздражение говорящего не становится для
всех очевидным. Тщательный анализ позволяет увидеть сходство данной игры с
«Растяпой», так как в ней есть тот же важный момент: миссис Уайт обязательно
прощает мистеру Уайту его раздражение, которое она изо всех сил старается не
заметить. Соответственно *антитезис* «Дорогой» строится по тем же законам, что
антитезис «Растяпы»: «Ты можешь рассказывать порочащие меня истории, но,
пожалуйста, не называй меня 'дорогая'». Этот антитезис чреват той же опасностью,
что и антитезис «Растяпы». Более изощренный и менее опасный антитезис состоит
в том, чтобы отвечать: «Да, милый».
В другом варианте игры в ответ на рассказ мужа жена, вместо того чтобы
согласиться с ним, может сама рассказать что-нибудь подобного типа о муже, тем
самым как бы говоря: «Ты тоже небезупречен, дорогой».
Иногда ласкательные обращения в этой игре не произносятся, но внимательный
слушатель может их заметить. Это уже будет молчаливый вариант игры «Дорогая».
ИГРЫ В КОМПАНИЯХ
Компании людей созданы для времяпрепровождении, а времяпрепровождения
— для компаний. По мере углубления знакомства в ход все более начинают идти
игры. Начинается обычный, хотя и незаметный процесс взаимного выбора. Узнают
друг друга: «Гость-растяпа» и его жертва, «Большой и сильный папа» и «Я
бедняжечка» и другие.
В этом разделе приводятся четыре игры, наиболее типичные для повседневной
ситуации группового общения:
«Подумайте, какой ужас!», «Изъян», «Гость-растяпа» и «Почему бы вам не… — Да,
но».
1. «Подумайте, какой ужас!»
*Тезис*. Мы выделяем здесь четыре основные формы: три времяпрепровождения — для
родителей, для взрослых, для детей — и игру. Во времяпрепровождениях нет
развязки и выигрыша, зато возникают недостойные чувства.
1. Времяпрепровождение. «Нынешние» представляет собой компанию Родителей,
отличающихся самодовольством, сознанием собственной правоты и даже
злонамеренным стремлением покарать всех, кто живет не по их правилам. С
социологической точки зрения такое использование своего времени типично для
определенной категории пожилых женщин, обладающих небольшим, по независимым
источником дохода. Одна из таких женщин, например, прекратила ходить в
психотерапевтическую группу после того, как ее первый ход был встречен
молчанием окружающих, а не возбужденными одобрительными возгласами, к которым
она привыкла в своем социальном кругу. Члены этой группы, умудренные анализом
игр, продемонстрировали отсутствие «чувства локтя» по отношению к этой женщине.
Особенно это было заметно, когда все промолчали на замечание миссис Уайт
«Кстати, о доверии к людям… Сейчас никому нельзя доверять. И это неудивительно.
Я являюсь домовладелицей. Недавно заглянула в ящик стола одного из моих жильцов,
и вы не поверите, что я там обнаружила…» Она знала ответы на все острые
социальные вопросы: юношеской преступности (нынешние родители слишком
снисходительны), разводов (нынешним женам делать нечего), роста преступности (в
наши дни чересчур часто в районах для белых стали проживать иностранцы), роста
цен (нынешние бизнесмены слишком много хотят урвать). Она дала понять, что сама
отнюдь не снисходительна к своему непутевому сыну и к преступникам-жильцам.
Времяпрепровождение «Нынешние» отличается от обычных сплетен девизом:
«Неудивительно». Первый ход может в обоих случаях быть одинаковым: «Говорят…»
Когда это времяпрепровождение осуществляется не ради сплетни, то в нем может
быть направление, завершение, нередко предлагается и «объяснение». А обычные
сплетни чаще всего пересказывают в компании, перескакивая с одного сюжета на
другой, и в конце концов теряют нить.
2. «Рана» принадлежит к числу более доброжелательных Взрослых
времяпрепровождении. Девиз: «Какая жалость!», хотя его скр
|
|