|
т искренней.
Наиболее часто встречающаяся форма игры «Видишь как я старался» предполагает
участие двух игроков ребенка и одного из родителей. При этом Водящий занимает
одну из двух позиций «Я беспомощный» или «Я ни в чем не виноват». Например,
ребенок принимается за какое-то дело, но делает его очень неумело, оно ему
никак не удается. Если ребенок играет в игру «Беспомощный», то родителю
приходится сделать это дело за него. Если же он «Ни в чем не виноват», то у
родителя как будто бы нет никаких разумных причин, чтобы его наказывать. Однако
это один из вариантов игры. Родители должны выяснить, во-первых, кто из них
научил ребенка этой игре и, во— вторых, что они делают, чтобы упрочить ее,
вместо того, чтобы ее избегать.
Игра «Видишь, как я старался» иногда принимает зловещий вид. Проиллюстрируем
это на примере заваленного работой человека, страдающего язвой желудка. Многие
люди, страдающие прогрессирующими заболеваниями, делают все от них зависящее,
чтобы справиться с ситуацией, но при этом они вполне законным способом берут в
союзники своих членов семьи. Однако тяжелая болезнь может использоваться и с
другими, скрытыми целями.
Первая
степень
. Человек объявляет жене и друзьям, что у него язва. Он также сообщает им, что
не намерен бросать работу. Это вызывает восхищение. Человек, постоянно
испытывающий сильные боли, имеет право немного похвастаться своим мужеством,
чтобы получить хоть какую-то компенсацию за свои страдания. Он, конечно,
достоин уважения за то, что не играет в «Калеку», и за то, что не собирается
отказываться от своих обязательств. В этом случае вежливой реакцией на игру
«Видишь, как я стараюсь» будет «О да, мы восхищены вашей стойкостью и чувством
долга».
Вторая
степень
. Человеку сообщают, что у него язва. Он держит это в секрете от жены и друзей.
Он продолжает работать и постоянно нервничать, до тех пор пока однажды на
работе ему не становится совсем плохо. Когда об этом уведомляют его жену, она в
тот же миг понимает, что подобным поведением он будто говорит ей: «Видишь, как
я старался». Она наконец-то должна оценить его по достоинству и пожалеть обо
всех неприятностях, которые ему доставляла. Теперь уже муж надеется, что жена
действительно будет любить его; все предшествующие способы добиться ее
расположения оказались безуспешными. К несчастью для мужа, на этом этапе знаки
нежности и заботливости со стороны жены могут быть вызваны скорее чувством вины,
чем любовью. Весьма вероятно, что в глубине души она обижена, поскольку он
нечестно использовал болезнь как средство давления на нее и получил
дополнительные преимущества тоже нечестным путем, скрыв от нее свою болезнь.
Одним словом, для многих женщин дорогой браслет, подаренный мужем, выглядит
более честным способом ухаживания, чем больной желудок. Женщина всегда может с
негодованием вернуть браслет поклоннику, но вряд ли есть пристойный способ
демонстративно игнорировать его язву желудка. Скорее всего серьезная болезнь
мужа в данном случае не завоюет женщину, а заставит ее почувствовать себя в
западне.
Намерение пациента играть в эту игру чаще всего можно обнаружить сразу же после
того, как он впервые узнал, что болен и его болезнь может прогрессировать. Если
он собирается играть в «Видишь, как я старался», то нетрудно понять весь план
его игры с помощью тщательного психотерапевтического анализа, который выявит
тайное злорадство его Ребенка, осознавшего, какое мощное «оружие» он получил.
Но этот план будет замаскирован озабоченностью Взрослого практическими
проблемами, возникающими в связи с болезнью.
Третья
степень
. Еще более пагубный и зловещий вариант — неожиданное и ничем не предвещаемое
самоубийство, вызванное тяжелой болезнью. Язва переходит в рак, а жена и не
подозревает об этом, даже не предполагает, что были какие-то серьезные проблемы
со здоровьем мужа: и вот однажды она заходит в комнату и вдруг видит своего
мужа мертвым. В его записке довольно прозрачно сказано: «Видишь, как я
старался». Когда нечто подобное происходит дважды с одной и той же женщиной, ей
пора выяснить, в какую игру играет она.
Анализ
*Тезис*: «Никто не может мной помыкать».
*Цель*: оправдание.
*Роли*: Надежный человек, Преследователь, Авторитетное лицо.
*Иллюстрации*: 1) одевающийся ребенок; 2) супруг, стремящийся к разводу.
*Социальная* *парадигма*: Взрослый — Взрослый. Взрослый: «Пора (одеваться),
(идти к психиатру)». Взрослый: «Хорошо, попробую».
*Психологическая* *парадигма*: Родитель — Ребенок. Родитель: «Я тебя заставлю
(одеться, сходить к психиатру)»; Ребенок: «Видишь, ничего не выходит».
*Ходы*: 1) предложение — сопротивление; 2) давление — уступка; 3) одобрение —
неудача.
«*Вознаграждения*»: 1) внутреннее психологическое — освобождение от чувства
вины за агрессию; 2) внешнее психологическое — избегает ответственности за
семью; 3) внутреннее социальное — «Видишь, как я старался»; 4) внешнее
социальное — обмен враждебными трансакциями; 6) экзистенциальное — «Я
беспомощен (ни в чем не виноват)».
7. «Дорогая»
*Тезис*. Наибольшего расцвета игра «Дорогая» достигает на ранних стадиях
терапии супружеских групп, когда участники занимают в основном оборонительную
позицию. Эту игру можно наблюдать также в компаниях, на вечеринках. Уайт
рассказывает какую-нибудь историю, попутно выставляя свою жену в не очень-то
выгодном свете. Рассказ завершается фразой: «Не правда ли, дор
|
|