|
озволяют увидеть как бы ко-
нечную точку его устремлений: понять функцию искус-
ства в жизни общества и в жизни человека как общест-
венно-исторического существа.
«Психология искусства» Л. С. Выготского — книга да-
леко не бесстрастная, это книга творческая, и она тре-
бует творческого к себе отношения.
За сорок лет, истекших после того как «Психология
искусства» была написана, советскими психологами бы-
ло сделано многое — и вместе с Л. С. Выготским и вслед
за ним. Поэтому сейчас некоторые психологические по-
ложения его книги должны быть интерпретированы уже
иначе — с позиций современных психологических пред-
ставлений о человеческой деятельности и человеческом
сознании. Эта задача, однако, требует специального ис-
следователя и, разумеется, не может быть решена в рам-
ках краткого предисловия,
* Выготский Л. С. К вопросу о психологии творчества актера.—
В кн.: Якобсон П. М. Психология сценических чувств актера. M.,
1936. с. 204.
** Там же, с. 2(1.
13
Многое в книге Выготского уже отброшено временем.
Но ни от какой научной книги нельзя ждать истины в
последней инстанции, нельзя требовать окончательных —
на все времена — решений. Нельзя этого требовать и от
книг Выготского. Важно другое: что труды Выготского
до сих пор сохраняют научную актуальность, переизда-
ются и продолжают привлекать к себе внимание читате-
лей. О многих ли исследованиях из числа тех, на кото-
рые в двадцатые годы ссылался Выготский, можно это
сказать? Об очень немногих. И это подчеркивает значи-
тельность научно-психологических идей Выготского.
Мы думаем, что и его «Психология искусства» раз-
делит судьбу многих его работ — войдет в фонд совет-
ской науки.
А. Н. Леонтьев
психология
ИСКУССТВА
...ТОГО, К ЧЕМУ СПОСОБНО ТЕЛО, ДО СИХ ПОР
НИКТО ЕЩЕ НЕ ОПРЕДЕЛИЛ... НО, ГОВОРЯТ, ИЗ ОД-
НИХ ЛИШЬ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ, ПОСКОЛЬКУ ОНА
РАССМАТРИВАЕТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО КАК ТЕЛЕС-
НАЯ, НЕВОЗМОЖНО БЫЛО БЫ ВЫВЕСТИ ПРИЧИНЫ
АРХИТЕКТУРНЫХ ЗДАНИЙ, ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИ-
ВОПИСИ И ТОМУ ПОДОБНОГО, ЧТО ПРОИЗВОДИТ ОД-
НО ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИСКУССТВО, И ТЕЛО
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ НЕ МОГЛО БЫ ПОСТРОИТЬ КАКОЙ-
ЛИБО ХРАМ, ЕСЛИ БЫ ОНО НЕ ОПРЕДЕЛЯЛОСЬ И НЕ
РУКОВОДСТВОВАЛОСЬ ДУШОЮ, НО Я ПОКАЗАЛ УЖЕ,
ЧТО ОНИ НЕ ЗНАЮТ, К ЧЕМУ СПОСОБНО ТЕЛО, И
ЧТО МОЖНО ВЫНЕСТИ ИЗ ОДНОГО ТОЛЬКО РАС-
СМОТРЕНИЯ ЕГО ПРИРОДЫ...
Бенедикт Спиноза
Этика, ч. III, теорема 2, схолия.
Предисловие
Настоящая книга возникла как итог ряда мелких и бо-
лее или менее крупных работ в области искусства и пси-
хологии. Три литературных исследования — о Крылове,
о Гамлете 1 и о композиции новеллы — легли в основу
многих анализов, как и ряд журнальных статей и заме-
ток2*. Здесь в соответствующих главах даны только крат-
кие итоги, очерки, суммарные сводки этих работ, потому
что в одной главе дать исчерпывающий анализ Гамле-
та невозможно, этому надо посвятить отдельную книгу.
Искание выхода за шаткие пределы субъективизма оди-
наково определило судьбы и русского искусствоведения
и русской психологии за эти годы. Эта тенденция к объ-
ективизму, к материалистически точному естественнона-
учному знанию в обеих областях создала настоящую
книгу.
С одной стороны, искусствоведение все больше и боль-
ше начинает нуждаться в психологических обосновани-
ях. С другой стороны, и психология, стремясь объяснить
поведение в целом, не может не тяготеть к сложным проб-
лемам эстетической реакции. Если присоединить сюда
тот сдвиг, который сейчас переживают обе науки, тот
кризис объективизма, кот
|
|