Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: В. Венгер, Р. Поу - Неужели я гений?
<<-[Весь Текст]
Страница: из 94
 <<-
 
бразии выражений.
 
Среди всей этой путаницы Шерешевскому очень редко удавалось узнать человека. 
«Лица так переменчивы, — жаловался он,— меня постоянно сбивают с толку 
бесконечные оттенки их выражений». 
2.5.В ПОИСКАХ РАВНОВЕСИЯ
Явление гениальности, по всей видимости, связано с интенсивностью 
подсознательных образов. Для того чтобы использовать свои способности 
эффективно, необходимо поддерживать равновесие между подавлением образов, не 
представляющих сиюминутной ценности, и допуском остальных в область 
осознаваемого. В борьбе за восприятие интенсивного потока ярких образов мы не 
должны потерять способность подавлять его по мере необходимости. Наиболее 
простой путь к желаемому равновесию — использовать управляемый процесс, такой 
как метод просмотра образов, позволяющий выбрать подходящий момент для контроля 
потока образов и сохранить при этом ясность сознания и готовность к быстрой и 
адекватной реакции. 
2.6.ФЕНОМЕН ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ СНА
Мы обладаем гораздо большими способностями по реорганизации нашей 
подсознательной деятельности, чем может показаться на первый взгляд. Явление 
воскрешения сновидений в памяти представляет собой одну из наиболее ярких 
иллюстраций таких скрытых возможностей. Некоторые эксперты, например нейролог 
Алан Хобсон, утверждают, что, когда наш мозг погружается в состояние REM-фазы 
сна, он приостанавливает выделение нейротрансмиттеров — химических компонентов, 
необходимых для работы памяти. Именно поэтому, согласно Хобсону, физиологически 
невозможно запомнить большую часть являющихся нам сновидений. Однако вы сами 
можете легко убедиться в ошибочности этой теории. 
Давайте проведем простой эксперимент. Спросите себя: «Какие три сна я видел 
прошлой ночью?» В большинстве случаев вам не удастся вспомнить и одного, не 
говоря уже о трех кряду. Многие люди вообще говорят, что совсем не видят снов, 
разве что крайне редко. Но специалисты по сновидениям утверждают, что каждый 
нормальный человек в течение ночи в среднем видит около пяти снов, общая 
продолжительность которых не менее двух часов. Мы просто забываем их, когда 
просыпаемся. 
А теперь попробуйте следующее. Прежде чем отойти сегодня ко сну, приготовьте 
блокнот и карандаш. Как только вы проснетесь — пусть даже посреди ночи, — 
запишите все, что вам удастся вспомнить из своего сна. Первые несколько дней, 
скорее всего, не принесут никаких результатов, но я гарантирую, что через пару 
недель таких упражнений вы обнаружите, что просыпаетесь каждое утро с яркими 
детальными воспоминаниями, как минимум, трех различных сновидений. У вас в 
памяти окажется такое неимоверное количество материала, что вы будете просто не 
в состоянии все записать. Тот же результат можно получить, заменив блокнот и 
карандаш магнитофоном. 
2.6.1.Тренировка и развития навыка
Это явление иллюстрирует так называемый первый закон поведенческой психологии: 
навык развивается благодаря повторяемости действий. 
Всякий раз, записывая содержание своих сновидений, вы укрепляете навык 
восстанавливать их. И наоборот, как только вам не удается записать сон, вы 
играете на руку обратному навыку. 
Метод просмотра образов работает в том же направлении. Когда вы впервые взяли 
эту книгу в руки, ваш поток был, вероятно, очень слабым и бедным, поскольку на 
протяжении всей своей жизни вы старательно подавляли и игнорировали его. Но как 
только вы начнете ежедневные упражнения по предписанной методике, вы с 
удивлением обнаружите, насколько живее и ярче становится ваше воображение. 
2.7.КАК ВЫЗВАТЬ ПОТОК ОБРАЗОВ
Процедура просмотра потока образов обманчиво проста. Вы удобно усаживаетесь в 
кресло, закрываете глаза и описываете вслух череду образов, проносящихся в 
вашем сознании. Отметим три важнейших принципа. Я называю их тремя китами 
прогона образов: 
1. Вы должны описывать образы вслух — либо партнеру, либо пользуясь 
магнитофоном. В противном случае вы обрекаете себя на неудачу. 
2. Вы должны использовать полный набор ощущений при описании образа. Если вы 
видите, например, заснеженную вершину, не ограничивайтесь описанием того, как 
она выглядит. Опишите ее вкус, ощущения, которые вы получили бы, прикоснувшись 
к ней, ее запах и свист проносящегося над ней ветра. 
3. Составляйте свои описания в настоящем времени. 
2.8.ЭКСПЕРЕМЕНТ РАЙНЕРТА
Первоначально я разрабатывал метод просмотра образов как некоего оракула по 
вызовам. Идея заключалась в том, чтобы, поставив вопрос своему подсознанию, вы 
могли получить на него ответ в мысленных картинах, подобно тому как Элиасу Хове 
мир его снов помог изобрести швейную машину. Не без гордости отмечу, что метод 
и в самом деле оказался максимально эффективным для достижения поставленной 
цели. Подробнее я остановлюсь на этом в последующих главах. 
К тому же неожиданно открылись и дополнительные преимущества просмотра образов. 
Один из наиболее удивительных побочных эффектов проявился в эксперименте, 
выполненном доктором Чарльзом П. Райнертом, профессором физики при Юго-Западном 
университете в Маршалле, штат Миннесота. Райнерт предложил семидесяти девяти 
студентам-первокурсникам принять участие в опробовании методов ускоренного 
обучения. 
В течение зимнего семестра 1988 года часть студентов занималась по методу Уимби 
(Whimbey), представляющему стандартную программу, использующую для развития 
аналитических способностей вербальные задания. Остальные студенты опробовали 
необычный новый метод — просмотр образов. 
Каждому из испытуемых Райнерт предложи
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 94
 <<-