|
рые до сих пор неразгаданные
загадки. Слова в разговоре, случайные мысли или воспоминания могли вызывать у
него бурные всплески потока ощущений, управляющие спектром всех пяти чувств.
«Слыша звуки, я неизбежно вижу игру цвета, — рассказывал он. — Если, скажем,
человек говорит слово, я вижу это слово. Но как только вклинивается голос
другого человека, все смазывается. Это происходит и со слогами произнесенных
слов, так что я просто не могу понять, что же говорится на самом деле».
В беседе с великим советским психологом Л. С. Выготским Шерешевский заметил:
«Какой у вас ломкий желтый голос». А вот голос выдающегося кинорежиссера С. М.
Эйзенштейна понравился Шерешевскому гораздо больше: «Когда я слушал его, мне
казалось, что языки пламени приближаются ко мне. Я был так очарован, что не
смог уловить смысл его слов».Однажды Шерешевский подошел к уличной торговке и
спросил, какое мороженое она продает. В ответ раздалось: «Тутти-фрутти».
«Но она произнесла это таким тоном, — рассказывал он позднее, — как будто бы
куча угля и пепла вырвалась из ее уст. Я был не в силах заставить себя купить
мороженое». Тесла и Шерешевский не страдали галлюцинациями в строгом
клиническом смысле этого слова. Их подсознание реагировало на мир вполне
нормально. Им просто недоставало способности, которой обладает большинство из
нас, — при необходимости подавлять потоки образов.
2.3.1.Дар Теслы
Хотя интенсивность потока образов доставляла Тесле неприятности, тем не менее
она же и стимулировала его талант. Среди прочих дарований Тесла обладал
замечательной способностью видеть в мельчайших деталях свои изобретения еще до
того, как приступал к их графическому изображению. Он мог в уме деталь за
деталью построить новое устройство и опробовать его, используя только силу
воображения. Его мысленные чертежи были столь точны, что он мог диагностировать
неисправность в машине, просто представляя себе ее в работе.
«Мне было абсолютно неважно, испытываю ли я турбину мысленно или проверяю ее в
мастерской, — писал он. — Результат во всех случаях один и тот же. Я даже
определяю, правильно ли она сбалансирована».
Все основные принципы и составляющие современных энергетических систем, включая
переменный ток, высоковольтные трансформаторы, линии электропередачи и
гидроэлектрогенераторы, были разработаны Теслой именно таким путем.
2.3.2.Человек, который запоминает все
Шерешевский тоже весьма своеобразно использовал свой поток образов — он
применял его для выполнения поразительных трюков с памятью. К концу жизни
Шерешевский снискал славу «человека, который запоминает все». Его память была
совершенной в буквальном смысле слова. Как-то раз, проводя эксперимент,
психолог А. Р. Лурия дал Шерешевскому список слогов, который начинался примерно
так:
1. ма ва на са на ва
2. на са на ма ва
3. са на ма ва на
4. ва са на ва на ма
5. на ва на ва са ма
6. на ма са ма ва на
7. са ма са ва на
8. на са ма ва ма на
Поскольку список был очень длинным, а слоги столь бессмысленны и похожи друг на
друга, обычные мнемонические приемы не помогли бы запомнить их. Шерешевский не
только с легкостью запомнил слоги, но и через восемь лет восстановил все без
единой ошибки и в том же порядке, вызвав этим неподдельное удивление Лурии.
2.4.СЕКРЕТ ШЕРЕШЕВСКОГО
Секрет Шерешевского состоял в использовании им для облегчения процесса
запоминания так называемых мультисенсорных мозговых бурь. Он утверждал, что
запоминает слова не только с помощью фотографических отпечатков, возникающих в
сознании, но также по их «вкусу или весу», то есть по «целому комплексу
ощущений».
К примеру, прочитав вышеупомянутый список бессмысленных слогов, Шерешевский
внезапно вообразил себя в лесу. Слева от него сразу же возникла тонкая
серовато-желтая линия.
«Это оттого, что все согласные в списке сопровождались буквой а, — вспоминал он
позднее. — Затем на линии появились бугорки, кляксы, разводы, грозди — разные
по цвету, весу и толщине. Они представляли собой буквы м, в, н и т. д.».
Восстанавливая слоги, как объяснял Шерешевский, он просто проходил по
воображаемому пути в лесу, чтобы «прочувствовать, ощутить запах и прикосновение
каждого пятна, каждого всплеска».
2.4.1.Волшебник - недоучка
Поразительная память Шерешевского доставляла ему и свои неприятности. Он не мог
ее полностью контролировать: она работала непредсказуемо, как заклинание,
произнесенное волшебником-недоучкой. И эта особенность постоянно напоминала ему
о себе, вызывая неожиданные проблемы. Когда, например, он пытался запомнить
набор слов, выписанных на доске, в его памяти всплывали другие наборы слов,
написанные на этой же доске, но в другое время, и все они перепутывались.
Шерешевский должен был постоянно прикладывать усилия, чтобы подавить
определенные образы, освобождая место для других, тогда как у большинства людей
этот процесс протекает естественно.
Кроме того, у него была плохая память на лица. Мы, как правило, помним знакомые
лица как цельные обобщенные образы. Но с Шерешевским все было иначе. Когда он
пытался вспомнить чье-либо лицо, его сознание переполнялось образами этого лица,
запечатленными памятью в разные моменты жизни в мельчайших деталях, во
всевозможных ракурсах, при различном освещении и во всем много
|
|