Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: В. Венгер, Р. Поу - Неужели я гений?
<<-[Весь Текст]
Страница: из 94
 <<-
 
естное путешествие
Работая с партнером, вы можете совершить совместное путешествие. Это несколько 
более сложный метод, и к нему можно приступать только тогда, когда и вы сами, и 
ваш партнер приобретете достаточный опыт. Сядьте напротив друг друга, закройте 
глаза. Начинайте попеременно описывать свои образы. Но не нужно соблюдать 
формальную очередность, просто, когда один из партнеров делает паузу для вдоха, 
второй немедленно начинает свой рассказ. Не допускайте пустоты. Игровая 
обстановка, сопровождающая это упражнение, служит прекрасным катализатором 
потока образов. Ваши навыки воображения и описания будут совершенствоваться 
очень быстро. 
3.12.РАСШИРЯЙТЕ КОНТАКТ С ПОМОЩЬЮ ОБРАЗОВ
Если вам удалось установить контакт с потоком образов, вы наверняка захотите 
определить пределы возможного. Чем активнее вы будете развивать силу своей 
восприимчивости, тем богаче будет ваше воображение. Ниже приводится несколько 
упражнений; они, как и подобные им, не только укрепляют «мышцы» вашего 
воображения, но и расширяют пространство, в котором существует поток образов. 
Формируя широкую, панорамную сцену, вы освобождаете свой ум для создания 
сложных и восхитительных драм. 
3.12.1.Панорамное сканирование
Когда перед вашим внутренним взором встанет вполне отчетливая картина, 
начинайте перемещать взгляд постепенно влево, как если бы ваша голова была 
камерой, а ваше словесное описание — видеопленкой. Какие новые участки попадают 
в поле зрения, когда вы поворачиваете голову? Совершите полный оборот. Что 
оказалось позади вас? Когда вы завершите панорамный обзор сцены, то поймете, 
что увидели необыкновенно реальную картину в трехмерном пространстве. 
3.12.2.Техника расширенного восприятия
Зрение есть сильнейшее из наших чувств, и мы всегда чрезмерно полагаемся на 
него. Попробуйте описывать свой поток образов, не используя визуальных ощущений.
 Вашим первым и основным помощником станет осязание. Исследуйте различные 
поверхности на воображаемой картине. Ощупайте кору дерева, грубость кирпичной 
кладки, нагретой солнцем (которая, кстати, имеет необычный запах), сырую от 
росы траву под ногами, рельефность и полировку доброкачественной деревянной 
мебели, мягкость плюшевого ковра. Полезны также такие ощущения, как прохлада и 
тепло, влажность, состояние атмосферы, чувство пространства и движения, масса и 
освещенность. 
3.12.3.Смените наблюдательный пункт
Двигаясь по воображаемой сцене и описывая все, что попадает в поле зрения, 
любопытно менять в пространстве точку обзора. Можно перемещаться вперед и назад 
во времени, изменяя время суток, перебирая годы, века и тысячелетия. Наконец, 
вы можете варьировать размеры своего тела, вырастая и сжимаясь, как Алиса в 
Стране чудес. Открывайте дополнительные возможности восприятия и описывайте все 
в потоке образов. 
3.13.ПРИНЦИП ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
По мере освоения упражнений вы наверняка откроете свои способы высвобождения 
потока образов. Здесь нет жестких правил. Может быть, предложенные вами методы 
будут работать лучше, чем мои. Неважно, каким способом вы этого добьетесь — как 
только поток образов хлынет, он подхватит вас и мгновенно перенесет в 
необходимое психологическое состояние. 
Я называю это принципом Леонардо. Из современной психологии известно, что 
практически любой стимул — даже совершенно бессмысленные кляксы Роршаха — 
вызывает целый поток ассоциаций, мгновенно подключающий наиболее чувствительные 
области вашего сознания. Леонардо да Винчи открыл это за пять веков до Зигмунда 
Фрейда. Однако в отличие от Фрейда Леонардо не использовал свободные ассоциации 
для выявления каких-то глубинных комплексов. Напротив, таким образом великий 
флорентиец в эпоху Возрождения прокладывал свой собственный путь к 
художественным и научным прозрениям. 
«Это не трудно... — писал Леонардо в “Записках”, — просто остановиться по пути 
и посмотреть на подтеки на стене, или угли в огне, или облака, или грязь... там 
вы можете найти совершенно потрясающие идеи...» 
В своих работах о живописи Леонардо предполагал, что случайные формы при 
близком изучении вскоре принимают вид, «подобный различным ландшафтам, с реками,
 горами, скалами, деревьями, равнинами, широкими долинами и чередой холмов. Вы 
сможете различить сражения, быстро движущиеся фигурки, странные выражения лиц, 
чужестранные наряды и бесчисленное множество других вещей, которые потом 
нетрудно свести к отдельным и понятным формам». 
Леонардо черпал вдохновение также и из звуков колоколов, «в звоне которых можно 
уловить любое имя и любое слово, какое вы только способны себе вообразить». 
Не исключено, что, упражняясь в некоторых из методов, вы можете почувствовать 
себя довольно глупо, но не стоит из-за этого беспокоиться. Вы в хорошей 
компании. Леонардо да Винчи тоже признавал, что его «новый способ», несомненно, 
позабавит циников. 
«Это может показаться смешным и нелепым, — писал он. — Но тем не менее очень 
полезно для того, чтобы вдохновить ум на различные изобретения». 
3.14.ЭФФЕКТ УИТМЕНА-БЛЕЙКА
Двести лет назад поэт Уильям Блейк сочинил четверостишие, которое для меня 
воплощает весь смысл потока образов: 
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир в зерне песка,
В единой капле бесконечность
И небо в чашечке цветка.
Спустя сто лет в унисон ему отозвался Уолт Уитмен, написав, что можно «увидеть 
Вселенную в травинке». Малейший стимул рождает бурю мыслей и открывает дорогу 
безграничным мечтаниям. Ваш мозг начинает свою синестетическую алхимию, 
перерабатывая сырые впечатления в гениальные прозрения. Я называю такое явление 
эффектом Уитмена—Блейка. 
Оста
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 94
 <<-