Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Первушина Ольга Николаевна - Общая психология
<<-[Весь Текст]
Страница: из 31
 <<-
 
Литература:
Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. I, Л.: ЛГУ, 1974-1981. С. 
278-295.


ВООБРАЖЕНИЕ
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем 
перестройки имеющихся представлений.
В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией 
не только образного, но и абстрактного содержания.
Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы 
фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или 
мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если 
воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.
Виды воображения
Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному 
желанию вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания 
человека.
Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется 
человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в  
образе она все же творчески преобразуется.
Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том 
виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое 
воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Функции воображения:
1.	Образное представление действительности.
2.	Регулирование эмоциональных состояний.
3.	Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
4.	Формирование внутреннего плана действий.
Способы создания образов воображения
Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, 
частей.
Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, 
который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их 
представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором 
концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.
Литература:
1.	Беркилит М., Петровский А. Фантазия и реальность. – М.: Политиздат, 1968.
2.	Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте.  Собр. соч. в 
6 т. – Т. 2, М, 1982.
3.	Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979.
4.	Коршунова Л. С., Пружинин Б. Н. Воображение и рациональность. Опыт 
методологического анализа познавательной функции воображения. – М., 1989.
5.	Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Эксперимен-тальные 
исследования. – Тбилиси, 1972.
6.	Никифорова О. И. Исследования по психологии художественного творчества. – М.,
 1972.
7.	Познавательные процессы и способности в обучении. – М., 1990.
8.	Розет И. М. Психология фантазии. Экспериментально-теорети-ческое 
исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. – 
Минск, 1977.
МЫШЛЕНИЕ
Мышление определяют в психологии обычно как опосредованное и обобщенное 
отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.
Необходимо рассмотреть мышление как процесс и мысль как результат этого 
процесса.
Мышление как процесс 
Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах: 
1)	формирование и усвоение понятий и
2)	решение проблем.
Формирование понятий – это просто отличение "того, что похоже", от "того, что 
непохоже". Усвоение понятий – это процесс, в результате которого субъект 
научается узнавать признаки, присущие каждому из понятий. См.:
1.	Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.
2.	Выготский Л. С.  Мышление и речь. //Избр. психолог. исследования. – М.: Изд. 
АПН РСФСР, 1956.
3.	Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.-Л., 1932.
Решение проблем в значительной степени опирается на усвоенные понятия, 
хранящиеся в долговременной памяти.
В процессе решения проблемы выделяют обычно 4 основных этапа:
1.	"Понимание непонятности" – видение и формулирование вопроса, проблемы, 
задачи. Ситуация "изначальной понятности", выраженная отсутствием вопросов – 
индикатор отсутствия работы мысли.
2.	Перебор вариантов решения. Опыт субъекта определяет оценку вероятности 
вариантов.
3.	Выдвижение и перебор гипотез. Проверка гипотез и выбор какой-то одной (если 
первоначально их несколько). "Проверка гипотез" иногда выделяется в отдельный 
этап.
4.	Решение задачи (ответ на вопрос, выработка суждения по данному вопросу).
Указанные этапы мыслительного процесса весьма сходны с этапами творческого 
мыслительного процесса:
1)	подготовка;
2)	созрев
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 31
 <<-