Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Первушина Ольга Николаевна - Общая психология
<<-[Весь Текст]
Страница: из 31
 <<-
 
е в зрительное восприятие.: В 2 т. – М.
, 1980.;
•	динамический. См.:
	Гибсон Дж.  Экологический подход к зрительному восприятию. – М., 1988; 
	Колерс П. Некоторые психологические аспекты распознавания образов. 
//Распознавание образов. – М., 1970. С. 16-87;
•	генетический. См.: Ланге Н. Н.  Теория волевого внимания. //Хрестоматия по 
вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М.: МГУ, 1976;
•	прогностический. См.:
	Арнхейм Р.  Образ и мысль. //Зрительные образы. Феномено-логия и эксперимент. 
– Душанбе, 1971; 
	Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.;
•	информационный. См.:
	Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т.I, Л.: ЛГУ, 1974-1981; 
	Линдсей П.,  Норман Д. А. Переработка информации у человека. – М., 1974; 
	Найссер У. Познание и реальность. – М., 1981;
•	когнитивно-структурный. См.: 
	Марр Д. Зрение. – М., 1987; 
	Найссер У. Познание и реальность. – М., 1981.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Представление – это процесс воспроизведения прошлых образов. Результаты 
представления – это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти "первые 
сигналы". Представления воспроизводят прошлые первичные образы. Это образы 
объектов, которые в данное время не действуют на рецепторную поверхность 
анализатора. Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную 
память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов.
 Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными 
психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными 
мыслительными и речемыслительными процессами. Представления накапливают в себе 
признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится 
"портрет класса объектов", и тем самым обеспечивается возможность 
понятийно-логического отображения структуры этого класса.
Представления позволяют видеть не только "лицо", но и "спину" объектов во время 
их отсутствия. Причем, объектов, не только когда-то непосредственно воспринятых,
 но и относящихся к обобщенному классу объектов, синтезированных в 
представлении.
Исследование представлений сталкивается с рядом трудностей.
Во-первых, эти трудности связаны с отсутствием наличного, непосредственно 
действующего объекта-раздражителя, с которым можно было бы сравнить содержание 
представления. Во-вторых, из-за отсутствия непосредственного воздействия 
представляемого объекта само представление является трудно поддающейся 
фиксированию "летучей структурой".
Характеристики представлений 
•	Панорамность – выход за пределы перцептивного поля. См.:  Шемякин Ф. Н.  
Ориентация в пространстве.  //Психол.  наука в СССР. – Т.I, М., 1959.
•	Взаимообособление фигуры от фона. См.: Ломов Б. Ф. Человек и техника. – М.: 
Сов. радио, 1966, гл. 4. 
•	Выпадение абсолютных величин (несохранение числа однородных элементов; 
нарушение воспроизведения абсолютных размеров). См.: Сорокун П. А. Формирование 
и развитие пространственных представлений у учащихся: Автореф. докт. дисс. – Л.,
 1968. 
•	Преобразование геометрической формы в топологическую схему; схематизация 
образа. См.: 
•	Бернштейн Н. А.  Топология и метрика движений. //Очерки по физиологии 
движений и физиологии активности. – М., 1966; 
•	Ломов Б. Ф. Человек и техника. – М.: Сов. радио, 1966.
•	Превращение последовательного образа в одновременную структуру. См.: 
•	Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. 
– М., 1970; 
•	Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947.
•	Сдвиги в воспроизведении длительности. Это свойство обобщено С. Л. 
Рубинштейном в виде эмпирического закона заполненного временного отрезка. Этот 
закон определяет закономерность отклонения психологического времени 
воспоминания прошлого от объективного времени. См.: Рубинштейн С. Л. Основы 
общей психологии. – М., 1940. С. 218.
•	Большая прочность сохранения образа временной последовательности по сравнению 
с временной длительностью.
•	В зрительных представлениях происходят сдвиги образа в сторону основных 
цветов спектра; отдельные конкретные оттенки выпадают.
•	Вторичные образы являются менее яркими, более бледными по сравнению с 
первичными образами. На это свойство представлений указывал еще Г. Эббингауз. 
См.: Эббингауз Г. Основы психологии. – Спб., 1890.
•	Неустойчивость представлений, хорошо известная каждому по собственному опыту. 
Она выражается в колеблемости, текучести вторичных образов. Можно назвать это 
свойство дефицитом константности представлений.
•	Фрагментарность представлений – непредставленность отдельных сторон, черт, 
частей предмета, образ которого дан в представлении (выражение дефицита 
целостности по сравнению с образами восприятия). 
•	Обобщенность представлений имеет свою специфику – это обобщенность не только 
единичного предмета, но и класса или категории аналогичных предметов. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 31
 <<-