|
авнению с ментальной; наоборот, во многих "неживых"
формах оно является более интенсивным, быстрым, живым, хотя и менее развитым в
направлении к поверхности" .
По мнению ряда авторов (например, представителей трансперсональной психологии),
возможен выход человека за пределы индивидуального сознания. См.: Гроф С. За
пределами мозга. – М., 1993.
Литература:
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.
2. Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т.3, Л.: ЛГУ, 1974-1981.
3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.
5. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957.
6. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973.
7. Сатпрем. Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. – СПб., 1992.
СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ
С. Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания:
• построение отношений;
• познание;
• переживание.
Каждый акт сознания редко может быть либо только познанием, либо только
переживанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента.
Однако степень выраженности каждого из этих компонентов весьма различна.
Поэтому каждый акт сознания можно рассматривать как точку в системе координат
этих трех важнейших психологических категорий. См.: Рубинштейн С. Л. Бытие и
сознание. – М., 1957.
При анализе механизмов сознания важно преодоление так называемой мозговой
метафоры. Сознание является продуктом и результатом деятельности систем, к
которым относится и индивид, и общество, а не только мозг. Важнейшим свойством
таких систем является возможность создания недостающих им функциональных
органов, своего рода новообразований, которые в принципе невозможно
редуцировать к тем или иным компонентам исходной системы. Сознание должно
выступать в качестве "суперпозиции функциональных органов".
Свойства сознания как функционального органа:
• реактивность;
• чувствительность;
• диалогизм;
• полифоничность;
• спонтанность развития;
• рефлексивность.
Функции сознания
К основным функциям сознания относятся следующие:
• отражательная;
• порождающая (творческая, или креативная);
• регулятивно-оценочная;
• рефлексивная;
• духовная;
Литература:
1. Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972.
2. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957.
ПРИНЦИП ЕДИНСТВА
СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Принцип единства сознания и деятельности является одним из основополагающих
принципов советской психологии. Впервые он был сформулирован С. Л. Рубинштейном
в 1933 году: "...Психические свойства личности и ее поведение, сознание и
деятельность человека включаются как звенья, как стороны в единый процесс, в
котором причина и следствие непрерывно меняются местами. Таков для нас
подлинный смысл положения о единстве сознания и деятельности" .
В дальнейшем эта проблема разрабатывалась в трудах А. Н. Леонтьева, А. В.
Запорожца, Б. Г. Ананьева и др. Согласно их исследованиям и выводам, психика и
сознание представляют собой побудительную, регулирующую, ориентирующую и
контролирующую часть деятельности; сама же деятельность есть единство двух
компонентов психического: отражательно-побудительного (внутреннего) и
исполнительного (внешнего).
В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов дают иную картину сложных взаимоотношений между
сознанием и деятельностью: "Живое движение порождает действие, действие
порождает самосознание, самосознание порождает деятельность, деятельность
порождает сознание, сознание порождает свободное действие, свободное действие
порождает личность, личность порождает новые виды деятельности, расширяет
собственно сознание… В любом случае, когда превращенные формы входят в другие
более широкие структуры или выступают автономно, между ними имеются живые
противоречия, выступающие одновременно и как точки роста, и как движущие силы
развития. Их единство – это лишь моменты в их бытии. С этой точки зрения
сколько-нибудь длительное единство сознания и деятельности – это смерть того и
другого. Мы уже не говорим о том, что каждая из превращенных форм имеет и
собственное сложное строение. Равновесность и гармония между ее компонентами
непрерывно нарушается открытостью превращенной формы к среде, к влиянию других
форм. Отсюда кризисы, взрывы, катастрофы (часто очистительные) в жизни человека,
в его сознании и деятельности. На психологическом языке это чаще звучит как
аффекты, драмы, трагедии. Даже когда равновесие сохраняется, оно не статично,
оно не обладает устойчивостью, нарушается, имеет динамический характер… Наконец,
каждая из превращ
|
|