|
вполне достоверный психологический
факт, оно не поддается определению и выводимо только из самого себя. Сознание
бескачественно, потому что оно само есть качество – качество психических
явлений и процессов; это качество выражается в их презентированности
(представленности) субъекту (Стаут). Качество это не раскрываемо, оно может
только быть или не быть.
Общая черта всех выше приведенных взглядов – это акцент на психологической
бескачественности сознания.
Несколько иная точка зрения у представителей французской социологической школы
(Дюркгейм, Хальбвакс и др.). Психологическая бескачественность сознания здесь
сохраняется, но сознание понимается как плоскость, на которую проецируются
понятия, концепты, составляющие содержание общественного сознания. Этим
сознание отождествляется со знанием: сознание – это "со-знание", продукт
общения знаний.
Представляет интерес система взглядов Л. С. Выготского на сознание. Он пишет о
том, что сознание – это рефлексия субъектом действительности, своей
деятельности, самого себя. "Сознательно то, что передается в качестве
раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик" . "Сознание
есть как бы контакт с самим со-бой" . Сознание есть со-знание, но лишь в том
смысле, что индивиду-альное сознание может существовать только при наличии
общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание
не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом,
оно производится. Поэтому сознание не постулат и не условие психологии, а ее
проблема – предмет конкретно-научного психологического исследования. При этом
процесс интериоризации (то есть вращивания внешней деятельности во внутренюю)
состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предсуществующий
внутренний "план сознания"; это процесс, в котором этот внутренний план
формируется. Элементами сознания, его "клеточками", по Выготскому, являются
словесные значения.
Взгляды на проблему сознания А. Н. Леонтьева во многом продолжают линию
Выготского. Леонтьев считает, что сознание в своей непосредственности есть
открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия
и состояния. Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа,
открывающего субъекту окружающий его мир; на более позднем этапе предметам
сознания становится также и деятельность, осознаются действия других людей, а
через них и собственные действия субъекта. Порождаются внутренние действия и
операции, протекающие в уме, в "плане сознания". Сознание-образ становится
также сознанием-реальностью, то есть преобразуется в модель, в которой можно
мысленно действовать.
По мнению Б. Г. Ананьева, "как сознание психическая деятельность есть
динамическое соотношение чувственных и логических знаний, их система,
работающая как единое целое и определяющая каждое отдельное знание. Эта
работающая система есть состояние бодрствования человека, или, другими словами,
специфически человеческая характеристика бодрствования и есть сознание" . По
Ананьеву, со-знание выступает как составная часть эффекта действия.
Первоначальные факты сознания – это восприятие и переживание ребенком
результатов своего собственного действия. Постепенно начинают осознаваться не
только эффекты действий, но и процессы деятельности ребенка. Индивидуальное
развитие сознания осуществляется путем перехода от сознания отдельных моментов
действия к целенаправленной планомерной деятельности. При этом все состояние
бодрствования становится сплошным "потоком сознания", переключаемого с одного
вида деятельности на другой. "Сознание как активное отражение объективной
действительности есть регулирование практической деятельности человека в
окружающем его мире" .
По мнению Л. М. Веккера, сознание в широком смысле охватывает высшие уровни
интеграции когнитивных, эмоциональных и регуляционно-волевых процессов. В более
узком смысле сознание представляет собой итог интеграции когнитивных и
эмоциональных процессов .
Совершенно иной взгляд на сознание характерен для представителей восточных
учений. Вот выдержка из работы основоположника интегральной йоги Шри Ауробиндо:
"Ментальное сознание – диапазон чисто человеческий, он отнюдь не охватывает
всех возможных диапазонов сознания, точно так же как человеческое зрение не
может охватить все цветовые оттенки, а человеческих слух – все уровни звука,
ибо есть множество звуков и цветов, которые находятся выше или ниже доступного
человеку диапазона, которые человек не может видеть или слышать. Точно так же
есть планы сознания выше и ниже человеческого плана; обыкновенный человек не
имеет с ними контакта, и они кажутся ему лишенными сознания – супраментальный
или глобально-ментальный и субментальный планы. ...То, что мы называем
"несознанием" – это просто иное сознание. ...На самом деле, когда мы спим или
когда нас оглушили, или когда мы находимся под влиянием наркотиков, или когда
мы "мертвы", или находимся в любом другом состоянии – в это время мы не более
бессознательны, чем при глубокой внутренней сосредоточенности на какой-то мысли,
когда мы не замечаем ни нашего физического "Я", ни того, что нас окружает...
По мере того как мы продвигаемся вперед и пробуждаемся к осознанию души в себе
и в предметах, нам становится ясно, что сознание присутствует и в растениях, и
в металле, и в атоме, и в электричестве – в любом предмете физической природы;
мы обнаружим даже, что оно ни в каком отношении не является низшей или более
ограниченной формой по с
|
|