|
тапах болезни происходит заострение отдельных качеств
личности, выявление ранее незамеченных творческих возможностей и даже какой-то
особой мудрости и нравственной высоты этих людей (примеры ДОН Кихота, Гамлета,
князя Мышкина и многих других). Эти общечеловеческие и философские попытки
определять сущность здоровья и болезни могут иметь определенный интерес.
Актеон определял здоровье как гармонию противостоящих сил. Цицерон — как
правильное взаимоотношение психических сил. Для Эпикура здоровье — полное
удовлетворение всех потребностей. Для стойка — высокий моральный подход в
преодолении страданий. Для Ницше здоровья как такового в природе не су шествует.
Для Груле, здоровье — свободное развитие врожденного влечения к добру.
Вайцзеккер определяет здоровье как естественную возможность выполнить
человеческое предназначение или найти самою себя в наиболее полном и
гармоничном включении в общество. Комитет экспертов ВОЗ ООН близок к этому и
определяет здоровье не только как отсутствие болезней и страданий, но и
возможность полноценной общественной активности. И. П. Павлов видел основу
здоровой личности, целости нашего "Я" в правильном взаимоотношении и
взаимодействии трех инстанций, трех систем высшей нервной деятельности:
1. безусловных рефлексов -врожденных биологических потребностей и инстинктов,
2. условных рефлексов, отражающих конкретный опыт личности и
3. третьей инстанции — второй сигнальной системы, отражающей в речевой и
обобщенной абстрактной форме высшие достижения человеческой истории и культуры.
Здесь уместно напомнить то, что было сказано в гпаве 1-й о понимании
здоровья Еп. Феофаном и Никодимом Святогорием, для которых основным признаком
здоровья было единство и гармония всех трех ступеней (сфер, ярусов, слоев)
человеческой личности -духовной, душевной и телесной, и это единство и гармония
достигается только при условии преобладающего влияния сферы духа, который
должен властвовать над душой и телом. В этом единстве и гармонии — здоровье,
норма человеческой жизни. В этом спасение (греческое слово Soteria значит
одновременно и спасение и здоровье). В болезни, наоборот, видят распад и
изоляцию противоположно действующих сил или элементов и слоев личности. Но в
истории, поэзии, в искусстве мы находим постоянное стремление осмыслить
значение болезни для человека. Часто обращают внимание на то, что существуют
какие-то скрытые соотношения между болезнью и самыми глубокими человеческими
возможностями, между мудростью и болезнью, творчеством и болезнью. Постоянно
ставится вопрос: раскрытие творческих возможностей у душевнобольного человека
происходит благодаря болезни или вопреки болезни, за счет сохраняющихся
творческих возможностей личности? Вопрос о соотношении религиозных переживании
человека и болезни стоит в ряду этих проблем. Мы рассмотрим на конкретных
примерах три стороны этого вопроса:
1. Религиозные переживания человека, как проявления болезни, когда больной
воспринимает их как откровение, как реальность, ложная мистика по терминологии
западных психологов и психиатров состояние прелести, прельщения по терминологии
православных подвижников.
2. Религиозные переживания больного человека, их роль в борьбе с болезнью и
значение их для компенсации последствий болезни.
3. Религиозные переживания, связанные с болезнью: могут ли они быть источником
положительного религиозного опыта?
Ответ на эти вопросы требует внимательного анализа соотношения духовных и
душевных процессов при различных психических заболеваниях (патологических
формах) с учетом характера течения и стадии болезни, а также клинического
состояния (синдрома), в котором болезнь проявляется на той или иной стадии
развития. Для нашей задачи целесообразно иметь в виду современное разделение
трех видов психических заболеваний в зависимости от их течения и степени
участия органически деструктивных мозговых процессов в их развитии.
1-я группа болезней, в основе которых лежат соматические заболевания и
органические процессы в головном мозге. Психопатологические проявления здесь
отражают установленные физические изменения. Их точная квалификация, а не
только психопатологический анализ является конечной целью врача: правильно
поставленный диагноз открывает пути к лечению и помощи больному. Эти
органические заболевания мозга в собственном смысле дают около 28% всех больных,
находящихся на лечении в психиатрических больницах и диспансерах. Сюда
относятся травмы и опухоли мозга, последствия энцефалитов и менингитов,
мозговые специфические инфекции (сифилис мозга и прогрессивный паралич),
склероз головного мозга, атрофические старческие и предстарческие заболевания,
состояния врожденного слабоумия и умственной отсталости. Эта сравнительно
простая для понимания группа болезней, оставляет еще нерешенные вопросы в связи
с отсутствием совпадения и параллелизма между тяжестью болезни мозга и
психическими нарушениями. Есть тяжелые психозы при умеренно выраженном
страдании мозга, и есть тяжелые соматические мозговые поражения при умеренно
выраженных нарушениях психики и даже при ясном сознании и душевном здоровье до
самой смерти.
2-я группа психических заболеваний — так называемые эндогенные процессы. В
этой группе нет специфических для диагноза соматических признаков. Диагноз
ставится в основном на основе характерных изменении психики. Во многих случаях
имеются отдельные соматические нарушения, которые позволяют предполагать
наличие патологических процессов в головном мозге или явлений интоксикаций
(самоотравления) в организме. Но часто соматические нарушения отсутствуют, в
особенности на начальных этапах процесса или при благоприятном его течении.
Если в дальнейшем они будут обнаружены (в чем у части психиатров в частности у
наших отечественных есть уверенность) — тогда эти болезни могут перейти в 1-ю
группу. При этих болезнях установлены специфические и необычные для здоровых
людей психические про
|
|