Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Д. М. Мелихов - Психиатрия и проблема духовной жизни.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-
 
 Его 
лечебные мероприятия будут продиктованы этими знаниями и его клиническим опытом,
 т. е. знанием законов и динамики развития патологических явлений в клинике и 
уровнем развития психофармакологии. Что же касается отношения самого духовника 
к психически больному, то здесь уместно сослаться на авторитет Епископа Игнатия 
(Брянчанинова), который так писал: "И слепому, и прокаженному, и поврежденному 
рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи 
почтение, как образу Божию. Что тебе за дело до его немощей и недостатков? 
Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатка в любви".
    Этот совет отражает многовековой опыт православного сознания, практики 
монастырей, тюремных и больничных храмов (которые были и в психиатрических 
больницах): душевно больные здесь неизменно встречали любовь, сострадание, 
поразительную терпимость к их патологическим проявлениям и индивидуальным 
особенностям характера и поведения, заботу, уход и привлечение к общему труду, 
не говоря о привлечении к участию в богослужении и таинствах, если они были в 
сознании и готовы к покаянию. Здесь уместно обратить внимание на принципиальное 
значение такого внимательного отношения к проявлениям психических заболеваний и 
уважения к индивидуальным особенностям характера и темперамента верующих людей. 
Оно коренится в признании того, что человек свободен только в своей духовной 
сфере и сознательном выборе своего пути к Богу или протеста против Него. Что же 
касается психической сферы, душевной жизни, то уже у Макария Египетского мы 
встречаем признания "материальности души", хотя и подчеркивается, что это 
материя особого рода). Епископ Феофан говорит о телесной стороне души, обшей у 
человека с животными, и о признаках ее одухотворенности под воздействием духа и 
утверждает, что именно душевная сфера объединяет в себе телесную и духовную 
стороны человеческой природы. Это признание детерминированности индивидуальных 
черт человеческой психики, типов душевного устроения человека, равного 
достоинства "этих разных типов" вполне соответствует современному учению о 
характерах и темпераментах, о психологических витально-биологических основах 
аффектов и влечений, о выявлениях биохимических, эндокринных, генетических и 
даже церебральных механизмов, влияющих на структуры этих влечений. В 
соответствии с такими взглядами весь подвижнический опыт говорит о том, что 
изменять свой характер, аффекты, страсти и пристрастия можно только длительной 
и упорной работой над собой, системой аскетических приемов, влияющих как на 
психику, так и на соматику, как на душу, так и на тело. Всякая мысль о 
произвольности и легкости изменения своей природной организации признается 
неосновательной, продиктованной только отсутствием духовного опыта. Отсюда 
необходимость духовного руководства молодыми подвижниками. Отсюда целая система 
воспитательных приемов и необходимость создания соответствующей среды. Епископ 
Затворник в своих письмах о христианской жизни и в книге "Что есть духовная 
жизнь и как на нее настроиться" дает очень точные описания необходимых мер 
воздействия на тело и душу в процессе духовного роста и показывает, что 
необходима продуманная организация жизни и сферы, в которой мы живем, выбор 
людей, предметов, картин, мелодий, образов, окружающих нас повседневно, если мы 
желаем изменить свою психофизическую организацию в соответствии с требованиями 
духовной жизни.
Болезнь и здоровье в психике человека.
    Много веков человеческая личность стоит пред проблемой здоровья и болезни: 
определения этих понятий, разграничения их и переходов между ними. 
Религиозно-нравственное понимание всякой болезни, в том числе и психической 
болезни, отличается от рационального и научного. Для верующего человека болезнь 
всегда вызывает удивление, недоумение и необходимость самопроверки, выяснения 
духовного смысла посланного испытания: человек в болезни имеет время подумать, 
сосредоточиться с помощью друзей, близких или духовного отца, проверить свою 
жизнь, свои ошибки и падения, которые могли послужить причиной болезни, 
исправить их последствия через покаяние и таким образом использовать время 
болезни для духовно-нравственного исправления.
    Смиренное принятие болезни, терпеливое несение этого периода, надежда на 
помощь не только врачей, но и того, кто силен врачевать все болезни — все эти 
качества были всегда типичны для людей высокого духа в период болезни. Каждый 
человек должен иметь такое отношение к болезни как образец для подражания. 
Именно такое принятие болезни открывает возможность духовного возрастания, 
служит успокоению человека пред лицом труднопереносимых страданий, является 
источником утешения; самопознания и духовного подъема в несчастии (Ясперс). 
Биологическое понимание болезни, как одной из форм проявления нарушений 
всеобщего закона приспособления к условиям существования, требует объективного 
выяснения причин и механизмов этого (в данном случае нарушенного) 
приспособления, знание причин и механизмов развития этих нарушений является 
основой для помощи организму в преодолении повреждений, внесенных болезнью, и 
мобилизации защитных, компенсаторных механизмов, помогающих устранить или, по 
крайней мере, уменьшить проявления болезни. Общечеловеческое отношение к 
болезни, как оно отразилось в жизни, философских и художественных произведениях,
 связано с пониманием несовершенства человеческой природы, какого-то исходного 
ее нарушения и повреждения. Для одних (как Ницше) это повреждение изначальное, 
выявляющее порочность самой человеческой личности. Для других оно-результат 
какой-то глубокой метафизической духовно-нравственной катастрофы, совершившейся 
в глубинах человеческого духа и извратившей первозданную гармонию человеческой 
личности, которая теперь является для человека заданной и искомой. Всякая 
болезнь и особенно психическая, вызывает недоумение, удивление, протест. 
Человек проходит ряд ступеней — уровней от дисгармонии, декоординации 
структурных частей его личности, до их распада, дезинтеграции, деградации. В 
ряде случаев на разных 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-