|
зрения на патологические проявления в психике человека в истории культуры было
различным. Можно выделить три периода.
I-й период — господство религиозно-мистического понимания всех
психопатологических проявлений. Психиатрии как медицинской дисциплины еще не
существовало. Все психические болезни рассматривались как результат воздействия
дьявола, бесоодержимость или как непосредственный результат первородного греха
(Гейнрот). Лечить их поэтому должны не врачи, а священники, философы, моралисты.
Организационно этому донаучному периоду развития психиатрии соответствовал
монастырский период психиатрии, когда государство, не имея психиатрических
больниц и врачей-психиатров, возлагало на монастыри призрение психически
больных ("бесных", "безумных", слабоумных) наряду с другими убогими людьми
("хромцы", "слепцы" и др.). Справедливость требует сказать, что уже тогда в
далекие времена мы имеем пример дифференцированного подхода к психически
больным даже и в монастырях. И попытке разграничить переживания людей,
возникающие под воздействием злой духовной силы, демонских искушений с одной
стороны, и переживания, являющиеся результатом естественных природных процессов
в организме с другой. Так, человек большого духовного опыта и тонкой
наблюдательности, настоятель монастыря, Иоанн Лествичник (IV) приводит
определенные признаки, по которым он советует различать возникающие помимо воли
монахов расстройства настроения духовного происхождения от таких же не
уступающих молитве и силе крестного знамения настроений, развитие которых
зависит, как он пишет, "от естества". Также основатель монашества в Киевской
Руси Антоний Печерский 3 года ухаживал за монахом, больным кататонией,
рассматривая его состояние как болезнь, а не результат воздействия злого духа
(пример этот цитируется проф. Т. И. Юдиным).
II-й период — ХIX век — становление психиатрии как научной медицинской
дисциплины на основе рационалистических теорий (школе соматиков). По мнению
сторонников этих теорий, психические болезни ничем не отличаются от
соматических болезней. Только врач, исходя из чисто телесных, соматических и
мозговых процессов, может понимать психопатологические проявления. Теолог и
пастырь здесь не при чем. Всякий немедицинский путь отвергается и осуждается,
как не имеющий познавательного значения (В. Гризингер 1861 г.) Проявления
религиозной жизни трактовались (как иногда и в наше время) как психические
заболевания или симптомы болезни (К. Шнейдер, 1956 г.). Религиозные догматы и
идеи расцениваются как навязчивые идеи невротиков (Рейн, 1922 г.). Для Фрейда
религия — "массовое безумие" и в то же время попытка самолечения человечества,
помогающая ограничить власть инстинктов и влечений.
В последующие годы ставится задача создания "позитивной психологии религии"
путем экспериментального воспроизведения и исследования религиозных переживаний
с помощью религиозных тестов и понятий, как раздражителей, возбуждающих
религиозное переживание. Этого типа исследователи, естественно, не идут дальше
формального описания религиозных переживаний. Значение содержания духовного
переживания, его "личностный смысл" отступает на задний план и игнорируется,
как это вообще свойственно экспериментальным, чисто
биологически-ориентированным теориям в физиологии и психологии.
III-й период — XX — век, когда в психологии и психиатрии возникает
императивная необходимость синтетического рассмотрения психических проявлений
человека в норме и патологии, во всей полноте его духовного и психофизического
бытия. Это направление в психологии привлекло внимание и сочувствие многих
крупных ученых. Установлено, что наше знание обусловлено тем или иным
познавательным метолом, что научные положения имеют ограниченную и преходящую
ценность в зависимости от применяемого метода (К. Ясперс). Целостное
антропологическое воззрение на человека во всей полноте его духовных и
психофизических проявлений привлекло внимание таких ученых, как психиатры
Бонхеффер, Кречмер, невролог Лермитт и др. Ими же признается необходимость
рассматривать два аспекта религиозных явлений:
a. Поскольку проявления религиозной жизни в душе человека представляют собой
определенные психологические состояния всей личности в целом и всегда связаны с
теми или иными физиологическим процессами в организме человека, постольку они
могут быть предметом психологического, психофизиологического, а в случаях
патологии — психиатрического исследования.
b. Но содержание религиозных переживаний выходит за преданы компетенции этих
методов: оно должно быть предметом религиозного исследования и теологии.
Психиатрические гипотезы, психологические обобщения и теории неадекватны
для объяснения религиозных переживаний. Поэтому религиозный человек, его
поведение, состояние и даже заблуждения должны восприниматься во всем целостном
строе человеческой личности, который включает не только психофизиологическое,
но и духовное бытие. Таков этот широкий "горизонт обобщения", который
пропагандируется "Сократом современности" Шелером и принимается многими учеными.
В книге Шелера "Существенная феноменология религии" (1921 г.) делается попытка
по возможности точно определить специфические черты религиозного переживания и
дать анализ этих его особенностей. Выдвигается в качестве необходимого для
объективного ученого требование не только формального описания религиозных
переживаний, но обязательного раскрытия их духовного содержания и влияния их на
поведение личности. В качестве основного положения (постулата) принимается, что
религиозный человек на любой степени религиозного опыта проникает в одну
глубоко отличную от всего остального опытного мира область бытия и духовных
ценностей. Поэтому подлинно религиозный акт отличается следующими чертами:
a. ему присуща "тенденция к надмирности",
b. он осуществляется только посредством Божественного начала, в живой встрече с
Богом, только при наличии некоего бытийного воздей
|
|