|
ми Кавказских гор и описал потом свою поездку в книге "Граждане неба".
Теперь рассмотрим, как мысли древних отцов и подвижников отразились в сознании
учителей церкви XIX века. Епископ Михаил Таврический, широко образованный
человек, стоявший на уровне современного ему развития психологии и биологии,
различал четыре "течения" ("сферы") внутренней жизни человека:
1. Течение материальной и чувственной жизни, где люди стихийно несутся и
движутся во взаимной жестокой борьбе (здесь, видимо, соматический и витальный
слой Шелера отнесены к одной сфере).
2. Сфера умственной жизни со своими законами и свойствами соединяет людей
единством идей в своем колеблющемся и меняющемся свете.
3. Сфера высших человеческих симпатий (мы скажем теперь высших социальных
чувств) и сострадания ("горячая струя в истории согревает людей и составляет из
них живой организм").
4. Сфера свободной веры: здесь лучи духовного солнца, дающего всем жизнь и
теплоту, которым "мы живем, и движемся, и существуем". В борьбе этих течений
(сфер) совершается драма внутренней жизни человека. У каждой из этих сфер свои
законы, своя природа, направление и приемы борьбы.
Во власти человека непосредственно — только область духовной свободы: она
не уничтожается никогда. Все другое течет и развивается по своим природным
законам, ничего общего не имеющим со свободой человека. Только свобода человека,
как солнце, может живить и направлять стихийные силы и сферы, живущие по своим
законам, по внешним влияниям, бушуя и затопляя собой все. Слабая свобода только
своим сознанием пассивно присутствует там, куда увлекают человека стихийные
силы и течения, подчиняется их законам и даже может усиливать своим сознанием
эти природные течения. Если у него доброе сердце, он подчиняется движениям
эмоций, живет своим сознанием в этой области и тем усиливает ее. Если у него
ясный и острый ум, человек своим сознанием и свободой следует за его
логическими построениями и усиливает их. Если у него могучая фантазия, он
отдается миру образов и грез. Если несокрушимая сила чувственности и эгоизма,
он становится беззаветным слугою их и подчиняет им свою сферу духовной свободы.
Колебания возможны в зависимости от природного склада человека, от силы его
стихийных влечений. По схеме остается одна и та же. Епископ Феофан Затворник, в
том же ХК веке, систематически исследовал "что есть духовная жизнь", "что есть
дух в человеке" в отличие от души и тела. В его понимании дух в душевной жизни
человека проявляется трояко: в благоговении и страхе Божием, в совести и
искании Бога. Духовность есть "норма" человеческой жизни и проявляется она в
сознании и свободе, "одуховленности" всех трех сторон человеческой психики:
эмоциональная сторона приобретает стремление к красоте, воля приобретает
стремление к бескорыстным поступкам, ум — стремление к идеальности. В единстве
и равновесии всех сторон (духа, души и тела) человеческой природы коренится, по
мнению епископа Феофана, свобода и сознание, подлинное здоровье человеческой
личности, основа целостности нашего "Я". Лицо человека определяется тем, что в
нем преобладает: дух, душа или тело. Если сознание и свобода помрачены и
подчинены душевно-телесному (мы теперь скажем — психофизическому), тогда это
уже не человек. Отличительная черта человека, выделяющая его из всех других
тварей, высшая сторона человеческой жизни в духе; это неотъемлемая
принадлежность нашего существа и проявляется у всех своеобразно.
Итак, мы видим, что представления о "слоях бытия", о "сферах" и течениях
человеческой личности в деталях различается в разные исторические эпохи и у
различных авторов даже одного и того же направления. Но бесспорно единство во
всех веках обнаруживается в стремлении анализировать человеческую личность как
целое, во всей полноте ее духовного и душевно-телесного бытия и преодолеть
сведение человека к одному биологическому или психическому существованию.
Примечание.
Позволим себе напомнить только на двух примерах, что эта мысль о единстве,
цельности всех сторон личности человека, как признаке здоровья, проникает не
только в религиозную психологию, но и в объективную науку и художественную
литературу. И. П. Павлов к концу жизни говорил не раз, что его физиологическое
понимание высшей нервной (психической) деятельности никак не зачеркивает
духовных проявлений человеческой личности. В частности, для физиологического
понимания высших человеческих функций, регулирующих и тормозящих деятельность
системы безусловных (чисто биологических рефлексов и систем условных
(ассоциативных, познавательных) рефлексов он создал учение о третьей
функциональной системе высшей нервной деятельности, так называемой 2-й
сигнальной системе — специфически человеческой, которой и придавал высшее
регулирующее значение. При этом он прямо говорил, что основа здоровой личности,
цельности нашего "Я" коренится в единстве и взаимодействии этих трех систем.
Американский писатель Леон Фейхтвангер хорошо писал о наших предках, которые
"обладали способностью воспринимать дух и переносить его на других без
посредства обедняющей и иссушающей письменности и устной речи. Они могли
непосредственно воспринимать все существо человека как нечто единое. Так земля
впитывает дождь. Мы — современные люди — нищие. Мы лишились этого дара. Только
немногие еще обладают им."
Этот тезис необходим для дальнейшего изложения стоящих перед современным
верующим психологом и психиатром проблем. И, в частности, для решения одной из
самых актуальных в этом плане проблем: как соотносятся духовное и душевное
здоровье? Духовные и душевные болезни? Всегда ли они развиваются параллельно
или в неразрывной связи? Можно ли быть душевно здоровым будучи духовно больным?
И наоборот — будучи духовно здоровым, заболеть душевной болезнью в медицинском
смысле?
Попытки объективного понимания религиозного опыта в современной психологии.
Взаимоотношение естественнонаучной (медицинской) и теологической точек
|
|