|
сознавал себя
пленником своей судьбы и болезни и вел с ней борьбу. Двойственность,
двойничество — судьба не только его героев, многие из которых гибнут в борьбе
со своими двойниками. Двойничество он сознавал и в себе, и к концу жизни
подводит итоги своего опыта борьбы с ним. Еще до каторги, как видно из письма к
брату Михаилу, знает, что он болен, что хотя глубокая депрессия преодолена, но
"болезнь осталась при мне". А в 1867 г пишет Майкову, характер мой больной и я
предвидел, что она (Анна Григорьевна) со мной намучается "†
А незадолго до смерти он в письме так анализирует двойственность: "Эта
черта свойственна человеческой природе вообще. Человек может конечно, вечно
двоиться и конечно, будет при этом страдать; надо найти себе исход в какой-либо
деятельности, способной дать пишу духу, утолить жажду его. Я имею у себя всегда
готовую писательскую деятельность, которой предаюсь с увлечением, в которую
влагаю все мои старания, все радости и надежды мои и даю этой деятельностью
исход". И так, пред нами пример больной личности гения, который был человеком
исключительной силы. Каторга "переломила его жизнь надвое, но не сломила его".
Он жил на 15 лет дольше Гоголя, но до конца своих дней сохранил творческие силы,
критическое отношение к болезни, к своему характеру и живое сочувствие к людям.
Двойничество было трагедией больного гения и его героев. Но он сохранил, как
писал о нем Страхов, "глубокий душевный центр, определяющий все содержание ума
и творчества'', из которого исходила энергия, оживляющая и преобразующая всю
деятельность (II). Поражала всегда неистощимая подвижность его ума, не
иссякающая плодотворность его души. Он не оказывался от СОЧУВСТВИЯ к самым
разнородным и даже противоположным явлениям, как скоро сочувствие к ним
успевало в нем возникнуть.
Психиатры скажут, что мы в Достоевском имеем пример серьезного и
длительного заболевания, которое благодаря большой сопротивляемости гениального
художника и мыслителя позволило ему до конца жизни сохранить "ядро личности",
творческие способности, сознание болезни и критическое отношение к себе,
несмотря на выраженные черты патологического эпилептического характера,
наложившего печать болезни на всю его жизнь и творчество. На этом примере можно
кратко суммировать отношение самого верующего больного к проявлениям болезни и
наметить основные линии поведения священника-душепопечителя с больными
эпилепсией. О двух основных обязанностях священника в отношении этих больных
было сказано раньше:
1. побудить больного к врачебному обследованию и в случае необходимости —
систематическому лечению и
2. помочь больному в борьбе с болезнью, в критическом осознании и преодолении
своих аномалий характера и поведения.
Врач-психиатр может лечить больного в периоды острых психозов, помочь
сделать приступы болезни и припадки боле редкими и по возможности предупредить
их рецидивы. Роль духовника особенно важна для этих больных в периоды между
припадками, когда они осознают мучительные противоречия полярных состояний
подъема и упадка, озарения и дикого гнева, просветления и помрачения сознания,
полярных состояний благостного доброжелательства к миру и людям, и мрачного
озлобления, раздражения, подозрительности и морализующих поучений. Острее чем
при других психических заболеваниях. верующий больной воспринимает мир. вместе
с героями Достоевского, как арену борьбы Бога с дьяволом, а сердца людей как
"поле битвы" добра и зла. Поведение священника определяется обшей задачей
пастырства, помочь человеку найти глубину покаяния, восстановить правильное
духовное ощущение жизни в душе человека, правильное отношение к своему греху и
к своему бессмертному человеческому достоинству, которое подвергается таким
драматическим испытаниям у больных, когда двойничество выражено максимально.
Неудивительно, что в этом плане имеет такое большое значение судьба
Достоевского и его героя князя Мышкина, образ которого создан с специальной
целью: "восстановить и воскресить человека". В книге "Философия православного
пастырства" диффернцируются 2 формы (степени) одержимости по их
духовно-душевной структуре:
1. Бесноватость (посессия) — как полная связанность души демоном, когда человек
теряет всякое самосознание, личность его совершенно пленена и
2. Одержимость (обсессия) — как частичная плененность злой силой души
человеческой, или тела: человек сохраняет полное самосознание, возможность
нравственной оценки своих поступков, но не имеет силы справиться с влекущей его
силой.
"Уговорить одержимого, а тем более бесноватого — нельзя, ему надо помочь".
С точки зрения врачебной также разграничиваются 2 формы эпилептических
припадков и нарушений психической деятельности.
1. С полной потерей самосознания во время приступа и полным последующим
забвением (амнезией) всего происходившего с больным и совершенного им.
2. С частичным помрачением или селением сознания, с сохранением сознания своей
личности и воспоминаний о происшедшем, с невозможностью справиться со своими
аффектами, влечениями и побуждениями.
Возможны (в особенности при длительных эквивалентных и сумеречных)
колебания ясности сознания, смена периодов сохранности воспоминаний и отнесения
переживании к "я", к личности больного и периодов кратковременного помрачения
или сужения сознания, когда эти периоды проходят как облака на ясном небе
("обнубиляция" — колеблющееся, мерцающее сознание). Все события и поступки
больных во время приступов первого типа, даже самые тяжелые преступления.
судебной психиатрией определяются как поступки, совершенные в состоянии
невменяемости; больные освобождаются от ответственности за совершенные деяния,
выносится решение о необходимости их стационарного лечения. В случаях тяжелых
правонарушений (убийств, насилий, лишенных цели многодневных путешествий с
нарушением правил общежития и т. д.) назначается принудительное длительное
лечение в условиях строгой изоляции и надзора. Есл
|
|