Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Д. М. Мелихов - Психиатрия и проблема духовной жизни.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-
 
 лечить этих больных противосудорожными и другими средствами с 
определенными режимом жизни и питания. При наличии очаговых изменений в коре 
головного мозга, в особенности после травм, менингитов и при опухолях мозга. 
Успех достигается оперативным вмешательством в нейрохирургических учреждениях. 
Очень поучительным для священника примером врожденной наследственной эпилепсии 
является болезнь Ф. М. Достоевского: гениальный писатель страдал с 15 лет 
эпилепсией. Это была относительно благоприятная по течению форма смешанной 
эпилепсии с редкими припадками и эквивалентами, благодаря чему он до конца 
жизни сохранил творческие способности, хотя и страдал значительными дефектами 
памяти. Заболевание дало обострение в студенческие годы, а затем в период суда, 
смертного приговора, лет каторги и солдатской службы.
    Грубой ошибкой являются наивные попытки объяснить болезнью, выводить из 
болезни мировоззрение и творчество писателей или общественных деятелей. Ф. М. 
Достоевский был гениальным писателем "не благодаря, а вопреки" болезни. Будучи 
писателем автобиографическим, он в своем творчестве показал в частности и все 
многообразие и противоречивость проявлений и переживаний неуравновешенных типов 
человеческой личности. В то же время, как верующий человек, вера которого 
прошла "сквозь все горнила сомнений", он в ряде своих героев отразил и свои 
попытки осмыслить свою болезнь и опыт борьбы с болезнью.
    Наиболее полное отражение эта сторона переживаний писателя нашла в образе 
князя Мышкина (роман "Идиот"). В сопоставлении с самоописаниями автора в его 
письмах, в письмах и дневниках жены, мы имеем возможность по этому роману 
детально познакомиться с раздумьями гениального художника и мыслителя о болезни 
в свете религиозного опыта.
    Из записных книжек Достоевского мы знаем, что к созданию образа князя 
Мышкина он подходил с четко осознанной задачей "показать положительного героя в 
условиях нашей русской действительности". "Восстановить и воскресить человека". 
Обсуждая при этом бывшие до него попытки дать образ положительного героя в 
литературе, автор упоминает Дон Кихота, Пикквика, Жана Вальжана и считает их 
неудачными. А для выполнения поставленной задачи выбирает образ и судьбу 
человека больного эпилепсией?!
    Перед нами — человек больной с детства. Мы встречаемся с ним после его 
многолетнего лечения, проведенного в условиях специального лечебного учреждения.
 Болезнь замедлила его развитие, оставила в его психике черты детскости, 
незрелости, наивности. Психофизическая его организация надломлена болезнью, но 
тем не менее по своим духовно-моральным качествам он стоит неизмеримо выше всех 
окружающих. Клинически состояние его описывается в начале романа как состояние 
терапевтической ремиссии "послабления болезни", в периоде без припадков и 
эквивалентов, что позволяет ему вернуться на родину. Он полон любовью к людям, 
особенно к детям. В его планах -работа по воспитанию детей, организация клуба 
для них. Но при встрече его с обществом того времени начинают выявляться 
парадоксы: это — нездоровый человек, с эпилептическими чертами характера и 
поведения, с преобладанием защитных дефензивных черт и гиперсоциальности. Его 
за необычные поступки и суждения не стесняясь в лицо называют "идиотом". Но в 
то же время он производит на окружающих неизгладимое впечатление: он покоряет 
самых разных людей своей человечностью, добротой и мудростью. Конечно, с точки 
зрения врачебной он — и в это время ремиссии не полностью здоров: его 
организация надломлена болезнью (как и сам автор был, конечно, надломлен 
болезнью, хотя и не сломлен), его ранимость, сверхчувствительность к чужому 
горю и несправедливости окружающей жизни обрекает его на страдания.
    Его душевный мир нарушается благодаря крайней ранимости, сензитивности. что 
приводит в конце романа к рецидиву припадков, но в этой чужой среде 
петербургского мещанства того времени он оказывается единственным человеком, 
кто "сохраняет духовною независимость, поэтическую гармонию естественно 
проявляемых чувств" (как стремился показать его артист Смоктуновский на сцене).
    И, наконец, что самое удивительное, наиболее высокие состояния духовного 
подъема, озарения, самые глубокие, почти пророческие высказывания 
непосредственно связаны у этого больного человека с предприпадочными 
состояниями, входят как бы в общую структуру предвестников припадка. Отношение 
самого больного, как верующего человека к этим состояниям представляет большой 
интерес для врача и для священника. Поэтому здесь приводится описание случая на 
вечере у Епанченых целиком, так. как оно сделано автором, конечно, на основе 
своего опыта и дано с точностью и полнотой медицинского документа. ("Идиот" Изд.
 1905. г. , стр. 26). "Князь был "вне себя", много смеялся коротким, 
восторженным смехом, говоря короткими фразами, между которыми не всегда 
удавливалась связь: "Неужели в самом деле можно быть несчастным? Знаете, я не 
понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым, что видишь его? 
Говорить с человеком и не быть счастливым, что любишь его? О. я только не умею 
высказать, а сколько вещей на каждом шагу таких прекрасных, которые даже самый 
потерявшийся человек находит прекрасными? Посмотрите на ребенка, посмотрите на 
Божью зарю, на травку, как она растет, посмотрите в глаза, которые вас любят... 
он давно уже говорил стоя... (пропуск). Аглая быстро подбежала к нему, успела 
принять его в свои руки и с ужасом услышала дикий крик "духа сотрясшего и 
повергшего" несчастного. Больной лежал на ковре. Напомним, что в другой раз 
перед припадком (стр. 266) при встрече с Рогожиным на лестнице "князь помнил 
только первый звук своего страшного вопля, который он никакой силой не мог 
остановить". И еще одна страница (255-256), где Федор Михайлович в словах князя 
Мышкина излагает, конечно, свои размышления над проблемой болезни и ее значения 
в общем духовном опыте больного. Он думал о том, что в эпилептическом состоянии 
его была одна ступень, когда (если только припадок проходил наяву), вдруг среди 
грусти, душевного
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-