Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Д. М. Мелихов - Психиатрия и проблема духовной жизни.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-
 
шей диалектике здорового покаяния 
заканчивается радостью прошения и возвращением в дом Отца. У Гоголя была 
депрессия витальная, от природных биологических процессов, по естеству, печаль 
не та, которая от Бога, и которая производит неизменное покаяние ко спасению, а 
печаль мирская, которая производит смерть (по Ап. Павлу). По этому вместо 
ободрения и призыва к самопроверке, вместо разъяснения больному, что он впал в 
болезнь, которая имеет естественное биологическое происхождение, что эту 
болезнь надо принять и с терпением нести, как человек переносит тиф и 
воспаление легких или туберкулез, духовник советовал бросить все и идти в 
монастырь, а во время последнего приступа привел Гоголя в ужас угрозами 
загробной кары, так что Гоголь прервал ею словами: "Довольно! Оставьте! Не могу 
больше слушать! Слишком страшно!", и просил у него извинения за то, что 
"оскорбил его" (письмо Плетнева Жуковскому).
    Болезнь и смерть Гоголя типичный случай, когда врачи еще не умели 
распознавать это заболевание, которое еще не было описано в медицинской 
литературе, а духовник — тоже не знал биологических законов развития этого 
заболевания, толковал его односторонне, духовно-мистически, а не в аспекте 
широкого горизонта человеческой личности, единства в ней биологического, 
психологического и духовного в их сложных взаимоотношениях. Таковы результаты 
недостаточной компетентности врачебного и (позволим себе сказать) духовного 
диагноза, которые в наше время уже непростительны: избежать их в таких случаях 
можно только объединенными усилиями врача и духовника, верующий больной 
нуждается в помощи их обоих.
Эпилепсия.
    Из большого и весьма многообразного по своим проявлениям круга 
эпилептических заболеваний мы рассматриваем в этой главе только основную группу 
генуинной. врожденной эпилепсии. В этой группе главной причиной болезни 
является передающаяся по законам наследственности готовность к судорожным 
припадкам (падучая болезнь по старой терминологии) и их психическим 
эквивалентам, нередко в сочетании с особым складом характера у больных и 
типичными особенностями их невросоматической организации, которые могут 
проявляться с детства (леворукость, заикание, мигрени, ночные снохождения и 
страхи, с полным отсутствием воспоминаний о них и т. д.)*
    Различают простую, судорожную форму эпилепсии и сложную психическую 
эпилепсию, с различными приступами психических расстройств, заменяющих или 
сопровождающих су дорожные пароксизмы.
A. ПРОСТАЯ ФОРМА ЭПИЛЕПСИИ проявляется в однотипных и сравнительно редких 
судорожных приступах, имеет относительно благоприятное течение и не 
сопровождается грубыми изменениями личности и явлениями слабоумия, большею 
частью лечится не у психиатров, а у невропатологов, т. к. больные не считаются 
психическими больными. Они нередко свои припадки скрывают — диссимулируют их, 
или сами о них ничего не помнят. Для духовной личности человека это заболевание 
ставит по существу те же проблемы, как и всякая телесная, соматическая болезнь. 
Такая форма эпилепсии была у Цезаря, Магомета, видимо и у св. Тихона Задонского,
 который из за припадков должен был оставить епископскую кафедру и ограничить 
свою деятельность литературными трудами и заботой о человеческих душах.
    Его высокий моральный уровень и очень теплое отношение к страданиям людей 
особо отмечал А. М. Горький, вообще не склонный к положительным оценкам 
священнослужителей, встречавшихся на его жизненном пути Эта форма эпилепсии 
может развиваться у людей различного склада личности, но есть некоторые 
особенности, которые чаше других сочетаются с припадками падучей болезни, 
входят в структуру типичного наследственного предрасположения к этой болезни, а 
нередко углубляются, заостряются в ходе болезни и достигают степени бросающейся 
в глаза патологии, особенно при учащении припадков, которые являются одним из 
симптомов обострения болезни Обязанность духовника в отношении этих больных — 
двоякая:
1. помочь больному правильно отнестись к своей болезни, освободить его от 
страха пред припадком, побудить к активному лечению современными и достаточно 
эффективными антисудорожными и другими необходимыми лекарственными средствами, 
а также содействовать квалифицированному обследованию больного, чтобы выяснить, 
не является ли причиной эпилепсии, менингоэнцефалит, опухоль, травма мозга, 
которые требуют специального лечения,
2. помочь больному в борьбе с патологическими проявлениями в его характере и 
поведении, критическом осознании своих аномалий характера и мышления (о чем 
речь — ниже). В психиатрии эти патологические черты личности больных эпилепсией 
определяются как "эпилептоидные", а в более тяжелых случаях как "эпилептический 
характер". Известны несколько его вариантов:
a. возбудимые, агрессивные люди сильных, непреодолимых влечений, безудержных 
вспышек гнева и страсти, приступов злобного агрессивного поведения. После таких 
вспышек больной может раскаиваться, просить прощения, сознавать 
безнравственность и греховность своего поведения, давать обещание исправиться, 
верующий человек может искать помощи в этой трудной борьбе в молитве, что 
создает такому человеку репутацию неискренности и ханжества, т. к. приступы 
гнева и агрессивного поведения повторяются. Отсюда определение старых учебников 
эпилептика, как человека с камнем за пазухой и молитвенником в кармане.
b. Астенизированные, утомляемые или тугоподвижные, медлительные, с 
преобладанием не агрессивных, а защитных реакции (дефензивный тип вязких 
аффектов, инертности мыслей). У одних доминирует чувство долга и сочувствия к 
людям гиперсоциального поведения. У других преобладает практичность, 
бережливость, скупость, хозяйственность, что в условиях старого общества также 
расценивалось как "гиперсоциальность", типы крепкого эгоистического 
хозяина-кулака или скупог
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-