|
амое относится и к галлюцинациям и
голосам ободряющего, критикующего, императивного характера или типа
повторяющихся озарений,, откровений. Во всех этих случаях нужна особая
трезвость оценки, правильный духовный диагноз и умение различить духовные
явления от болезненных На примерах в дальнейшем изложении будет показано, что
опыт в частности православных подвижников помогает отличить подлинно духовные
переживания от болезненных, которые при отсутствии критического к ним отношения
неизменно приводят верующего в состояние прелести.
Соотношения и взаимное влияние духовных и душевных переживаний при аффективных
психозах.
Анализ различных взаимоотношении духовных и душевных переживании мы начнем
с сравнительно простых и очень распространенных аффективных психозов, при
которых первичными являются сдвиги в аффективных, витальных, жизненных
биологических слоях психики со сменой периодов упадка, подавленности, депрессии
и периодов подъема, экзальтации, так называемого маниакального состояния.
Причем периоду депрессии соответствует замедление, заторможение мыслей и
действии по темпу и мрачная окраска содержания мышления (идеи самоуничижения
исключительной греховности, преступности, безнадежности, уныния, духовной
гибели и самоубийства). Периоду экзальтации маниакального состояния
соответствует быстрый темп движений, гиперактивность, обилие мыслей и
отвлекаемость, скачка идей, переоценка своих возможностей, достигающая степени
идей величия, могущества и т. д. Эти периодические смены фаз депрессии и
подъема настроения, так называемые циркулярные психозы, в легких амбулаторных
случаях носят название циклотимии, часть не диагностируются и проходят, как
периоды особой продуктивности в работе, солнечного настроения, живости и
остроумия в обыденной жизни, или наоборот, как периоды меланхолии, мрачного
настроения, медлительности в мыслях и действиях. * В более тяжелых случаях
приводят к неожиданному для окружающих самоубийству, осложняются бредовыми
идеями преследования. воздействия, состояниями ступора, неподвижности и тогда
дают основание для диагноза атипичного циркулярного психоза и циклофрении в
одних психиатрических школах или для диагноза циркулярной и периодической
шизофрении в других школах.
Для нас нозологическая оценка этих смешанных, осложненных, переходных форм
не имеет значения. Важно лишь то, что возникают они у лиц особого
психопатического склада, или на почве органической неполноценности мозга или в
результате шизофрении, протекающей во время первых приступов по типу
аффективных психозов. Типичные простые, неосложненные аффективные психозы, чаще
развиваются у лиц мягких, общительных, эмоционально теплых синтонных, (т. е.
гармоничных по своему складу), а по господствующему настроению относятся к
конституционально депрессивным, склонным к пониженному настроению, чувству
собственной малоценности, недооценивающих себя в духовной области, склонных к
повышенному чувству Греховности, к слезам и печали о своих ошибках, к сомнениям
в возможности прощения и редко их посещающему чувству радости прощения при
покаянии. Другие, наоборот обладают повышенным фоном настроения: это
гипертимики, они оптимисты. самоуверенные, деятельные, часто гиперактивные, но
поверхностные, легкомысленные люди. Чувство покаяния и плача о грехах им не
дано от природы, по их естеству. Если первых надо призывать к радости прошения,
то вторым надо прививать чувство совести, самоконтроля, греха и покаяния.
Третьи из предрасположенных к аффективным психозам живут под флагом постоянной
смены периодов депрессии, экзальтации и периодов ровного среднего настроения
или даже депрессии (циклотимики). Рассмотрим круг относящихся к этим
заболеваниям проблем на примере болезни Н В Гоголя, который умер в 1852 г,
когда еще циркулярный психоз не был описан.
Его болезнь в то время не была правильно распознана, врачи ее неправильно
лечили, духовный его руководитель неправильно оценивал состояние больного, хотя
он за 12 лет перенес 9 аффективных приступов болезни, которые усложнялись от
приступа к приступу, принимали атипичную форму благодаря включению бредовых и
кататонических (ступорозных) симптомов (заторможенности). И больной умер от
тяжелого истощения с нарушением обмена веществ, бредом греховности,
самоуничижения, а на высоте приступа с упорным отказом от пищи, полной
двигательной и мыслительной заторможенности и мутизмом (10 дней не говорил ни
слова). Сожжение 2го тома "Мертвых душ" было также совершено во время приступа
депрессии с болезненным сознанием своей виновности и греховности своего
творчества. По своему характеру Н. В. Гоголь был, конечно, не синтонным
человеком. Биографы говорят о странной смеси упрямства, дерзкой самонадеянности
и самого униженного смирения при склонности к ипохондрическим переживаниям и
странным выходкам еще во время учебы в лицее. Нозологическая трактовка болезни
Гоголя (для нашей задачи не имеющая существенного значения) до сих пор остается
предметом дискуссии (маниакально-депрессивный психоз или приступообразная
шизофрения, на первых этапах протекающая в форме аффективных приступов).
Первый приступ болезни Гоголь переносит в 1840 г. в Риме. Он сознает, что
находится в необычайном болезненном состоянии и пишет в письмах о тяжести в
груди, давление дотоле не испытанном, об остановившемся пищеварении (что
типично для депрессии), о болезненной тоске, которой нет описания, как смертный
ужас. Он пишет: "Солнце, небо — все мне неприятно. Моя бедная душа: ей здесь
нет приюта. Я теперь гожусь больше для монастыря, чем для жизни светской".
Противоположные состояния: — 5/03-1841 г. В письме к Аксакову: "Да, друг мой, я
глубоко счастлив, я слышу и знаю дивные минуты, создание чудное творится и
совершается в душе моей". 13/03 -"труд мой велик, мой подвиг — спасителен".
Данилевскому — 7/VII — "О верь словам моим. Властью высшею облечено отныне мое
слово". Языкову — 23/Х — "У меня на душе хорошо и свежо". Аксаков потом пишет
об этих периодах: "Гоголь в
|
|