|
о христианский подход не заменяет, не подменяет
медико-биологического подхода, а лишь его дополняет и обогащает. Эта
морализирующая точка зрения по существу чужда и христианскому подходу к больным
с психическими аномалиями; она противоречит всему многовековому опыту
православной Церкви и в частности, монастырской психиатрии, заветам Христа о
помощи больным и приведенному выше правилу епископа Игнатия Брянченинова. Но
подробнее об этом речь 6удет идти в последующих главах, при описании отдельных
форм заболеваний и конкретных примеров. Здесь в заключение этих вводных глав
необходимо сказать о том, важном что объединяет усилия всех трех представителей
науки и религии, которые призваны врачевать душевные недуги, врача,
представляющего медико-биологическую точку зрения, психотерапевта,
использующего методы психического воздействия на больного и духовника,
представляющего религиозную точку зрения и использующего методы
духовно-душевного воздействия. Все они в процессе работы с больными имеют одну
общую задачу: помочь больному осознать свою болезнь, критически отнестись к
симптомам болезни, к своим недостаткам, дефектам психики (интеллекта,
темперамента, характера и поведения). Врач, использующий методы биологического
и лекарственного (психофармакологического) воздействия для подавления бреда,
галлюцинаций, возбуждения или депрессии, будет видеть успех своего лечения,
если больной начинает понимать болезненное происхождение этих симптомов,
относиться к ним, как к явлениям чуждым его личности. Такое критическое
отношение говорит о выздоровлении. В других случаях больной говорит врачу: это
было в прошлом (голоса, бред воздействия, колдовства, одержимости), а теперь
этого нет. они меня оставили и не беспокоят. Такие больные иногда так и не
понимают болезненного происхождения симптомов, но зная, что лекарство помогает
их преодолеть, сами приходят к врачу в момент обострения или начинают вновь
принимать назначенное ранее и помогавшее ранее лекарство. Врач в этих случаях
констатирует неполное выздоровление, временное послабление хронической болезни,
ремиссию с неполной критикой к болезни, с двойственным амбивалентным
колеблющимся, неустойчивым отношением к ее симптомам.
Врач-психотерапевт сосредоточит внимание на тех симптомах, которые имеют
психическое психогенное происхождение, которые связаны с психотравмирующими
переживаниями (депрессия, навязчивые идеи, страхи, ипохондрические идеи) или с
тяжелой реакцией на физическое или психическое заболевание, имеющие
органическое, мозговое происхождение (склероз мозга, эпилепсия, шизофрения) или
обусловлены конституцией, болезненным предрасположением (патология характера,
психопатия). Во всех этих случаях задачей психотерапевта является выяснить
путем детального исследования происхождение болезни, явные или скрытые
психологические и конституциональные корни болезни объяснить их больному,
довести до его сознания, помочь их осознать, критически оценить, преодолеть
методами психотерапии, рациональной психотерапии разъяснением, разубеждением,
внушением, гипнозом. самовнушением. аутогенной тренировкой, наконец
воспитательной работой психологическими методами и т. д. Осознание с помощью
врача порою давно забытых или вытесненных из сознания травмирующих переживаний
помогает больному освободиться от их влияния (katarsis-древних греков).
Правильное разумное отношение к психопатическим чертам характера или к
болезненным влечениям с применением необходимой биологической терапии также
облегчает состояние таких больных. В этих стадиях болезни нужна систематическая
психотерапия и продолжение лекарственной, называемой теперь поддерживающей
терапией.
Пред духовником стоит та же задача: помочь больному правильно критически
отнестись к психической болезни, осознать ее и активно ей противостоять,
пользуясь в необходимых случаях помощью врача. Верующий человек, живущий
здоровой духовной жизнью, постоянно контролирует себя, состояние своего сердца,
слышит голос совести, по мере духовного роста осознает свои грехи, может тяжело
переживать раскаяние (плач о грехах), но в молитве, в покаянии, в литургии
находит облегчение, освобождение и радость (печаль, которая от Бога производит
неизменное покаяние ко спасению — ведет к духовному оздоровлению. Совсем иная
печаль мирская, депрессия, которая не проходит от молитвы и покаяния, приводит
человека в состояние тоски, отчаяния, уныния, "производит смерть".
Духовник должен уметь показать пришедшему к нему болезненный характер такой
депрессии, является ли она результатом чрезмерной болезненной реакции на ту или
иную потерю (близких людей, дорогих вещей, состояния) или результатом нарушения
мозговой деятельности, витальной депрессией, эндогенной, циркулярной или даже
шизофренической (т. е. происходит от природы, от естества). В таких случаях
необходимо кроме лекарственной терапии постоянно и терпеливо напоминать
больному, что это болезнь и она пройдет (аффективные психозы теперь доступны
терапии). Также необходимо привести больного к осознанию болезни при
противоположных состояниях -возбуждения, переоценки своих сил. горделивых
бредовых мыслей о своем богатстве, об исключительных способностях, об
изобретениях мирового значения, об исключительном понимании и праве всех учить,
обличать (паранойя — бред изобретательства, реформаторства. сутяжничества.
ревности и т. п.). В этих случаях, задача длительного и упорного лечения
привести больного к самокритической оценке своего состояния. То же самое и при
галлюцинациях, бредовых идеях воздействия, навязчивых идеях, особенно тягостных
для верующего человека непреодолимых навязчивых идеях и автоматических,
нерегулируемых волей идеях хульного содержания, (т. н. хульных мыслях). Они
требуют длительного лечения. Духовник своим авторитетом должен помочь больному
понять, что эти идеи не являются результатом воздействия злого духа,
бесоодержимости, а происходят от болезненного состояния центральной нервной
системы, от естества, от природы То же
|
|