|
котором изменяются как консультант, так и клиент:
"Встреча двух личностей подобна соединению химических субстанций; если
возникает реакция, они обе изменяются. Считается, что доктор оказывает влияние
на пациента в каждом случае эффективного лечения психики, но это влияние
возможно, если и на него влияет пациент".
Таким образом, проявление эмпатии в общении означает, что консультант чутко и
точно реагирует на переживания клиента, словно это его собственные переживания.
Подразумевается способность "вжиться" в субъективный мир клиента и понять смысл
разных событий в этом мире. Такое "вхождение" должно быть безоценочным, не
разделяющим содержание иного мира на правильную и неправильную, хорошую и
плохую части. Безоценочная установка консультанта позволяет клиентам в большей
мере принимать себя. Когда консультант точно и старательно идентифицирует
разнообразные чувства — злобу, страх, враждебность, тревогу, радость, — клиент
имеет возможность лучше услышать и понять себя.
Эмпатия также помогает консультанту разобраться в причинах недостаточной
откровенности клиента: о чем-то клиент не говорит, поскольку этому препятствует
бессознательное сопротивление, что-то просто скрывает и о чем-то не
рассказывает из-за опасений не быть услышанным (Сох, 1988).
Войдя в мир другого человека, консультанту важно оставаться автономным от
клиента, т.е. сохранить самость. Здесь существует некоторая опасность, которую
выразил С. Rogers (1961):
"Если я действительно открыт тому, как понимает жизнь другой человек, и
принимаю его мир в свой, то рискую начать смотреть на жизнь его глазами и
вследствие утраты самости сопротивляться изменению вместе с ним. Другая
крайность состоит в полном сохранении собственного взгляда на мир, скрупулезном
анализе и излишней оценке, и тогда понимание другого человека становится
недоступно".
Поэтому сопереживание консультанта клиенту никогда не должно быть тотальным, а
только частичным и временным.
Эмпатия означает способность консультанта не только сопереживать, но и понимать
клиента. В этом смысле она представляет собой аффективный и когнитивный навык —
аффективный, поскольку позволяет консультанту идентифицировать чувства клиента,
а когнитивный — поскольку обязывает консультанта устанавливать события,
вызывающие соответствующие чувства (George, Cristiani, 1990). Таков взгляд
большинства представителей психологического консультирования на эмпатию как на
многоступенчатый процесс. По мнению Gladstein (1983), во-первых, эмпатическое
познание осуществляется прежде всего эмоционально, через сопереживание клиенту.
Сопереживание не бывает полным. Скорее это процесс, в котором консультант
частично испытывает чувства клиента, одновременно сохраняя необходимую
отстраненность. Во-вторых, эмпатия является когнитивным процессом, в котором
консультант внимательно анализирует то, с чем столкнулся в субъективном мире
клиента, и передает смысл содержания клиенту. В- третьих, как отмечает С.
Rogers (1975), важна передача эмпатии клиенту.
Эмпатическое понимание можно показать клиенту самыми разными способами —
молчанием, отражением чувств, удачной и своевременной интерпретацией,
рассказывая какую-нибудь историю, точной метафорой и т.п.
В последние годы (обзор Hackley (1978); цит. по: Gelso, Fretz, 1992)
наблюдается тенденция сводить субъективный опыт эмпатии, который консультант
может выражать различными способами, к умелому общению. Делается попытка сузить
то, что Rogers понимал как "способ существования", до навыка, поддающегося
тренировке. Эта тенденция проявляется также в приравнивании эмпатии к одной из
техник психологического консультирования — отражению чувств (консультант
перефразирует и отражает чувства клиента, чтобы помочь ему в их выражении).
Хотя отражение облегчает передачу эмпатического понимания, но сложный и
многоступенчатый процесс эмпатии отнюдь не исчерпывается частной техникой.
Поскольку эмпатия не является простым навыком, неясным остается вопрос обучения.
Уникальная способность консультанта к эмпатии состоит в своеобразном видении
клиента — умении вникнуть в его невербальное поведение и чувства, сказанное об
этих чувствах и на основании интуиции понять, что клиент говорит откровенно и о
чем умалчивает и т.д.
Безусловное уважение клиента
Под понятием "безусловное уважение" имеется в виду безусловное и безоценочное
принятие клиента как целостной личности. Последователи С. Rogers используют еще
термин "безусловное позитивное отношение", которое отождествляется с
эмоциональной теплотой и заботой — сложнейшими и противоречивыми составляющими
терапевтического климата.
С. Rogers (1957) предлагает следующее определение: "Безусловное позитивное
отношение" — это терпимость ко всем аспектам субъективного мира клиента, словно
ты сам являешься его частью. Позитивное отношение не выдвигает никаких условий
типа: "ты мне понравишься, если будешь таким-то", исключается также установка
на хорошие и плохие качества. Необходимо вобрать все социальные чувства
клиента: не только положительные — зрелые, но и негативные — отталкивающие и
пугающие, защитные и ненормальные. Следует смириться с противоречивостью
клиента. В подобном отношении и проявляется забота о клиенте, отказ от
собственнических установок и попыток удовлетворения запросов самого терапевта.
О клиенте нужно заботиться как о самостоятельной личности, позволяя ему жить
своей жизнью".
Позитивное отношение к клиентам связано с искренностью консультанта в
консультативном контакте. Только уважая клиентов, можно быть с ними честным и
вступать в конфронтацию.
|
|