|
определил известной гипотезой "если — то":
"Если я искренне и тепло отношусь к человеку, стараюсь найти к нему
индивидуальный подход и оценить его усилия, то он:
* реализует те аспекты самобытности, которые прежде подавлял;
* станет более интегрированным и способным жить полноценнее;
* станет более похож на того, кем ему хочется быть;
* станет более уверенным в себе и склонным к самоопределению;
* станет более уникальной и самоактуализирующейся личностью;
* лучше поймет других и станет терпимее, эффективнее будет сопротивляться
жизненным невзгодам".
С. Rogers (1961) сформулировал также вопросы, которые консультант обязан задать
себе. Эти вопросы объясняют условия возникновения взаимного доверия и
одновременно представляют критерий необходимой самоуверенности консультанта:
* Могу ли я быть таким, чтобы другие люди воспринимали меня как надежного
человека?
* Могу ли я отчетливо выражать свои мысли, чтобы в общении меня понимали
недвусмысленно?
* Могу ли я иметь в отношении другого человека установки, базирующиеся на
теплоте, заботе, уважении, заинтересованности?
* Могу ли я быть достаточно сильной личностью, чтобы отличаться от других?
* Могу ли я чувствовать себя достаточно самоуверенным, чтобы позволить другому
человеку быть иным, отличным от меня?
* Могу ли я позволить себе полностью погрузиться в мир чувств и личностных
смыслов другого человека и испытать сходные переживания?
* Могу ли я принять другого человека таким, каков он есть? Удастся ли мне
передать ему это?
* Могу ли я быть достаточно чутким в отношениях с другими, чтобы мое поведение
не было воспринято как угроза?
* Могу ли я освободить другого человека от опасности внешних оценок?
* Могу ли я принять другого человека как находящегося в процессе становления
или буду стеснен его и своим опытом?
Для установления обоюдного доверия, как теперь общепризнано, консультанту
особенно необходимы качества, впервые выделенные С. Rogers (1951): искренность,
способность к эмпатии и безусловное уважение к людям.
Искренность консультативного контакта (конгруэнтность)
Искренность — один из важнейших элементов создания терапевтического климата.
Искренности нельзя научиться, однако консультант должен уметь вести себя с
клиентами так, чтобы они восприняли вхождение в свой внутренний мир как
поддержку, а не как угрозу. По мнению С. Rogers (1957), конгруэнтность означает,
что "в межличностных отношениях консультант непринужденно и самобытно выражает
свои переживания... Конгруэнтность представляет собой осознанную или
неосознаваемую противоположность демонстрации фасада... Известно, что
проявление самости не считается в психотерапии идеальным стилем. Терапевту
вовсе и не следует демонстрировать интегрированность высшей степени на каждом
шагу. Достаточно оставаться самим собой во время психотерапевтического
контакта".
Итак, искренность консультанта — это его способность оставаться самим собой и
отсутствие потребности демонстрировать профессиональный фасад. Искренний
консультант не прячется за маской и не старается исполнить роль. Он естественен
в контакте, потому что чуток к своим реакциям и чувствам, добросовестен и
правдив в передаче их клиентам. Искренность предполагает соответствие
высказываний чувствам и невербальному поведению, спонтанность. Конгруэнтное
взаимодействие позволяет клиенту тоже не скрываться за фасадом в общении с
консультантом. Открытый своим чувствам, мыслям, установкам и одновременно не
испытывающий тревоги консультант способствует комфортному состоянию клиента.
Следует отметить, что изложенная точка зрения на проявление искренности
консультантом в ситуации консультирования не единственная. Хотя никто не
утверждает, что консультант должен быть неискренен или может обманывать клиента,
однако насколько ему следует делиться с клиентом собственными чувствами,
соображениями о консультировании — мнения не совпадают. В общем консультанты
аналитической ориентации значительно меньше делятся с клиентами своими
чувствами, нежели это делают консультанты экзистенциально-гуманистической
ориентации. Тем не менее все согласны, что откровенность консультанта в
отношениях с клиентом имеет предел — консультант не обсуждает и не решает
собственных проблем с клиентом.
Эмпатия в консультировании
Позитивное значение эмпатического понимания для результатов консультирования
лучше всего подтверждено эмпирически. Этого значения не оспаривают
представители всех ориентаций.
Эмпатия является sine qua non (непременным условием) консультирования и
психотерапии. Она включает идентификацию с другим лицом, при которой становится
возможным взаимопонимание разных людей. Это довольно таинственный процесс. A.
Adler (цит. по: May, 1967) пишет:
"Эмпатия появляется, когда один человек разговаривает с другим. Невозможно
понять другого индивида, если не идентифицировать себя с ним... Если мы
пытаемся обнаружить, откуда возникает способность действовать и чувствовать
наподобие другого человека, то открываем существование врожденного социального
чувства. Оно носит космический характер и представляет собой непременную
характеристику бытия человека".
По мнению С. Jung (цит. по: May, 1967), здесь происходит процесс слияния, в
|
|