|
это. Все-таки, в чем же преступление? Мы хорошо работаем вместе и какой вред от
нашей совместной интеллектуальной игры?»
Один талантливый терапевт (Питер Ломас) описал следующее взаимодействие с
пациентом, который начал сеанс в характерной для него манере, с отчаянием
говоря о своем одиночестве.
Терапевт: «Не кажется ли вам, что я также могу быть одинок? Я сижу сейчас здесь,
в этой комнате, а вы ушли в себя. Неужели вы не понимаете, что я не хочу этого,
что я хочу лучше узнать вас?»
Пациент: «Нет, как это возможно? Я не могу поверить в это. Вы самодостаточны. Я
вам не нужен». Терапевт: «Что заставляет вас думать, что я самодостаточен?
Почему я обязательно должен отличаться от вас? Я так же нуждаюсь в людях, как и
вы. И мне необходимо, чтобы вы прекратили сторониться меня». Пациент: «Не знаю
даже, что я могу дать вам. Я ощущаю себя ничем. Я ничего не сделал в своей
жизни». Терапевт: «Но ведь мы любим людей не за их достижения, но за то, что
они из себя представляют. Вы так не думаете?»
Пациент: «Да, это справедливо».
Терапевт: «Так почему вы не верите, что другие могут любить вас за то, что вы
из себя представляете?»
Терапевт рассказал, что это взаимодействие поразительным образом уменьшило
пропасть между ним и пациентом. Пациент завершил сеанс фразой: «Это жестокий
мир», но это было сказано не в смысле «бедный несчастный я», но в смысле «это
жестокий мир для вас и меня, не так ли? Для меня и вас, и для всех, живущих в
нем?»
Глава 29. Будьте осторожны, раскрывая личную жизнь терапевта
Раскрытие в двух первых областях — механизме терапии и «здесь-и-сейчас»
(надлежащим образом обставленное) — кажется прямолинейным и в целом понятным.
Но по поводу третьего типа раскрытия, а именно раскрытия личной жизни терапевта,
разгорается жаркая полемика.
Если бы раскрытие терапевта было измерено в континууме, я уверен, что был бы
вознесен на самый верх. Однако у меня никогда не было ощущения, что я раскрываю
слишком многое. Напротив, я всегда облегчаю терапию, когда делюсь какой-либо
гранью своей жизни.
Много лет назад, когда скончалась моя мать, я полетел в Вашингтон на ее
похороны и провел часть времени с сестрой. В то время я вел амбулаторную группу,
и мой напарник, молодой психиатрический практикант, не знал, как поступить, а
потому просто сказал группе, что я отсутствую из-за смерти в семье. Встречи
групп снимались на видеокамеру для исследования и учебных целей, и по
возвращении через неделю я посмотрел запись встречи — плодотворный, очень
оживленный сеанс.
Что же делать на следующей встрече? Так как у меня не было никаких сомнений в
том, что утаивание смерти моей матери нанесло вред групповому процессу, я
принял решение быть абсолютно прозрачным и дать группе все, чего она требовала.
Ведь если группа активно избегает некоторой глобальной проблемы, никакая другая
проблема не будет рассмотрена плодотворно — это аксиома.
Я открыл встречу, сообщив им о смерти моей матери, и ответил на все их вопросы.
Некоторые хотели узнать детали смерти и похорон, другие спрашивали о том, как я
справляюсь с этим, интересовались моими отношениями с матерью и сестрой. Я
отвечал им всем совершенно откровенно и рассказал, например, о моих
противоречивых отношениях с матерью и о том, как я решил жить в Калифорнии
самостоятельно, чтобы нас разделяли три тысячи миль. Я сказал им, что во многом
она была тиранкой, но лишилась клыков по мере того, как старела. В последние
несколько лет наши отношения стали гораздо ближе, а я превратился в
почтительного сына. Наконец, группа спросила, могут ли они сделать что-нибудь
для меня на этой встрече. Я ответил, что не уверен в этом, потому что я и без
того постоянно говорил о смерти матери, обсуждая ее с друзьями и семьей. В
конце концов, я заметил, что уверен в том, что у меня достаточно сил, чтобы
эффективно работать в группе, после чего мы вернулись к групповым делам и
провели необычайно плодотворную встречу.
Годы спустя я использовал видеозапись этого собрания для того, чтобы
преподавать групповой процесс. Я уверен в том, что мое раскрытие не только
устранило потенциальное препятствие в группе, но и в том, что мое моделирование
самораскрытия оказало освобождающее воздействие на ее участников.
Другой пример, описанный мною в истории «Семь продвинутых уроков в терапии
горя» («Мамочка и смысл жизни»), содержит похожий инцидент. Незадолго до того,
как я должен был встретиться с пациенткой, пережившей утрату, мне позвонили,
чтобы сообщить о смерти моего шурина. Так как моя пациентка была хирургом,
переживающей кризис (после смерти мужа и отца), а у меня было время перед тем,
как ехать в аэропорт, я решил встретиться с ней, начав сеанс с того, что
сообщил ей о случившемся и сказал, что, тем не менее, я решил прийти на встречу
с ней.
Она разразилась гневной тирадой, обвинив меня в попытке сравнить ее горе со
своим. «И позвольте заметить вам, — добавила она, — что если я появляюсь в
операционной ради моих пациентов, то тогда вы просто обязаны прийти, чтобы
встретиться со мной». Это событие оказалось очень действенным для терапии — мое
откровение способствовало тому, что она раскрыла свою яростную печаль, что
открыло новый насыщенный этап в нашей работе.
Давным-давно один мой коллега работал с пациентом, который потерял ребенка,
умершего от рака. Длинный курс терапии оказался полезным, но не вполне успешным.
Мой коллега, также потерявший ребенка двадцатью годами раньше, не решился
разделить это горе с пациентом. Много лет спустя этот пациент снова связался с
|
|