Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: А.Н.Леонтьев - "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.СОЗНАНИЕ.ЛИЧНОСТЬ"
<<-[Весь Текст]
Страница: из 74
 <<-
 
й образ предмета, необходимо, чтобы между человеком и  этим  предметом
сложилось деятельное отношение. От процессов, реализующих это отношение,
и зависит адекватность и степень полноты образа.  Значит,  чтобы  научно
объяснить возникновение и особенности субъективного чувственного образа,
недостаточно изучить, с  одной  стороны,  устройство  и  работу  органов
чувств, а с другой - физическую природу воздействий, оказываемых на  них
предметом. Нужно еще проникнуть в  деятельность  субъекта,  опосредующую
его связи с предметным миром.
   Совсем иной, созерцательно-сенсуалистический подход к восприятию гос-
подствовал в домарксистской психологии. Подход этот нашел свое выражение
в том казавшемся самоочевидным положении,  которое  было  сформулировано
психологами-сенсуалистами: для того, чтобы в  сознании  человека  возник
образ предмета, достаточно иметь этот предмет перед глазами.
   Зная, с одной стороны, человека с его  морфофизиологическими  особен-
ностями, а с другой - противостоящий ему мир вещей, психологическое исс-
ледование восприятия встало перед неразрешимыми теоретическими  труднос-
тями. В частности, нельзя было объяснить главного: адекватности  субъек-
тивного образа объективной реальности. Поэтому психология восприятия  на
деле оказалась не в состоянии выйти за пределы истолкований в духе физи-
ологического идеализма и иероглифизма и вынуждена  была  аппелировать  к
таким  понятиям,  как  способность   к   структурированию,   образованию
"гельштальтов". При этом многие факты из области восприятия все же оста-
вались без объяснения. К их числу относится, в частности, совершенно ка-
питальный факт, состоящий в том, что эффекты, вызываемые в наших органах
воздействием внешних предметов, мы воспринимаем не как свои  собственные
состояния, а как то, что находится вне нас, - факт, который, кстати ска-
зать, был привлечен Марксом для пояснения одной из сторон превращения  в
сознании людей человеческих отношений в находящиеся вне их отношения ве-
щей25.
   Только под давлением все новых и новых фактов, накопленных особенно в
последние, так сказать, "постгештальтовские" годы, усилия исследователей
направились на изучение той деятельности субъекта,  в  процессе  которой
формируются образы восприятия. Появились многочисленные  работы,  посвя-
щенные исследованию генезиса структуры и состава перцептивных действий -
осязательных, зрительных и, наконец, слуховых. Понадобилось, таким обра-
зом, целое столетие, чтобы психология освободилась от подхода к восприя-
тию как результату одностороннего воздействия внешних вещей на пассивно-
го, созерцающего мир субъекта, и чтобы в ней  начал  складываться  новый
подход к перцептивным процессам.
   Конечно, и внутри этого нового подхода продолжают сталкиваться  между
собой противоположные философские линии - линии материализма и  идеализ-
ма. Первая требует понимания деятельности восприятия как процесса, вклю-
ченного в жизненные,  практические  связи  человека  с  объективной  ре-
альностью, как процесса, в котором материальное лишь  "переводится",  по
выражению Маркса, в идеальное. Вторая, идеалистическая,  линия  трактует
эту деятельность восприятия как якобы конструирующую мир вещей.
   К сказанному следует прибавить, что данные современных частных экспе-
риментальных исследований перцептивных действий и операций сами по  себе
еще не дают теоретического решения проблемы человеческого восприятия. Их
действительное значение может быть понято только в  более  широком  кон-
тексте учения о единстве субъекта и объекта, об общественно-исторической
природе связей человека с предметным миром.
   Хотя деятельность восприятия есть деятельность особая в  том  смысле,
что в своих развитых формах она непосредственно не связана с  практичес-
ким воздействием человека на предмет и имеет в качестве своего  продукта
субъективный образ предмета (т.е. продукт идеальный), она все же являет-
ся подлинно предметной деятельностью, подчиняющейся своему предмету, как
воплотившему в себе  целокупность  человеческой  общественной  практики.
"Глаз, - говорит Маркс, - стал человеческим глазом точно так же, как его
объект стал общественным, человеческим объектом, созданным человеком для
человека. Поэтому чувства непосредственно в своей практике стали  теоре-
тиками". И далее: "Образование пяти внешних чувств  -  это  работа  всей
предшествующей всемирной истории"26.
   Цитированные положения непосредственно имеют в виду общественного че-
ловека, человека как родовое существо, и его родовую деятельность,  т.е.
общественно-исторический процесс. Но отдельный индивид в качестве  чело-
века не существует вне общества. Он  становится  человеком  лишь  в  ре-
зультате процесса  присвоения  им  человеческой  действительности.  Дея-
тельность восприятия и является одной из форм, в которой  осуществляется
этот процесс.
   Для всей прежней, эмпирической психологии  подобные  идеи  оставались
глубоко чуждыми. Только немногие наиболее прозорливые мыслители  прибли-
жались к пониманию того, что за восприятием лежит как бы свернутая прак-
тика и что осязающая рука или глаз не теряются в своих  объектах  только
потому, что научаются выполнять перцептивные действия и операции,  сфор-
мировавшиеся в практике. Но именно эти идеи и приближают нас к пониманию
действительной природы человеческого восприятия.
   Вместе с теоретическими основами научной психологии восприятия  Марк-
сом были созданы и основы  научной  психологии  мыслительных  процессов.
Только марксистское  учение  позволяет  преодолеть  как  идеалистический
взгляд на мышление, ставящий мышление над чувственностью, так и  ограни-
ченнос
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 74
 <<-