Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: А.Н.Леонтьев - "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.СОЗНАНИЕ.ЛИЧНОСТЬ"
<<-[Весь Текст]
Страница: из 74
 <<-
 
 других людей  и
лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное соз-
нание..."20
   Это положение, однако, отнюдь не может быть истолковано в том смысле,
что сознание порождается языком. Язык является не его демиургом, а  фор-
мой его существования. При этом слова, языковые знаки -  это  не  просто
заместители вещей, их  условные  субституты.  За  словесными  значениями
скрывается общественная практика, преобразованная и кристаллизованная  в
них деятельность, в процессе  которой  только  и  раскрывается  человеку
объективная реальность.
   Конечно, развитие сознания у каждого отдельного человека не повторяет
общественно-исторического  процесса  производства  сознания.  Но  созна-
тельное отражение мира не возникает у него и в результате прямой  проек-
ции на его мозг представлений и  понятий,  выработанных  предшествующими
поколениями. Его сознание тоже является  продуктом  его  деятельности  в
предметном мире. В этой деятельности, опосредованной общением с  другими
людьми, и осуществляется процесс присвоения (Aneignung) им духовных  бо-
гатств, накопленных человеческим родом (Menschengattung) и воплощенных в
предметной чувственной форме21. При этом само предметное  бытие  челове-
ческой деятельности (Маркс говорит - промышленности,  поясняя,  что  вся
человеческая деятельность была до сих пор трудом, т.е.  промышленностью)
выступает в качестве "чувственно  представшей  перед  нами  человеческой
психологией"22.
   Итак, радикальное для психологической теории открытие Маркса  состоит
в том, что сознание есть не проявление  некоей  мистической  способности
человеческого мозга излучать "свет сознания" под влиянием воздействующих
на него вещей - раздражителей, а продукт тех особых, т.е.  общественных,
отношений, в которые вступают  люди  и  которые  лишь  реализуются  пос-
редством их мозга, их органов чувств и органов действия.  В  порождаемых
этими отношениями процессах и происходит полагание объектов в  форме  их
субъективных образов в голове человека, в форме сознания.
   Вместе с теорией сознания Марксом были разработаны и  основы  научной
истории сознания людей. Важность этого для психологической науки едва ли
можно переоценить.
   Несмотря на то, что психология располагает большим материалом по  ис-
торическому развитию мышления, памяти и  других  психических  процессов,
собранным главным образом историками культуры и этнографами, центральная
проблема - проблема исторических этапов формирования сознания -  остава-
лась в ней нерешенной.
   Маркс и Энгельс не только создали общий метод исторического  исследо-
вания сознания; они раскрыли также и те фундаментальные изменения, кото-
рые претерпевает сознание человека в ходе развития общества.  Речь  идет
прежде всего об этапе первоначального становления сознания и языка и  об
этапе превращения сознания во всеобщую форму  специфически  человеческой
психики, когда отражение в форме сознания распространяется на весь  круг
явлений окружающего человека мира, на собственную его деятельность и  на
него самого23. Особенно же большое значение имеет учение  Маркса  о  тех
изменениях сознания, которые оно претерпевает в  условиях  развития  об-
щественного разделения труда, отделения основной массы производителей от
средств производства и обособления теоретической деятельности от практи-
ческой. Порождаемое развитием частной собственности экономическое отчуж-
дение приводит к отчуждению, к дезинтеграции  также  и  сознания  людей.
Последняя выражается в том, что возникает  неадекватность  того  смысла,
который приобретает для человека  его  деятельность  и  ее  продукт,  их
объективному значению. Эта  дезинтегрированность  сознания  уничтожается
лишь вместе с уничтожением породивших ее отношений частной  собственнос-
ти, с переходом от классового общества к  коммунистическому.  "...Комму-
низм, - писал Маркс, - уже мыслит себя как реинтеграцию или  возвращение
человека к  самому  себе,  как  уничтожение  человеческого  самоотчужде-
ния..."24.
   Эти теоретические положения Маркса  приобретают  особенно  актуальный
смысл в наше время. Они дают ориентировку научной психологии в подходе к
сложнейшим проблемам изменения  сознания  человека  в  социалистическом,
коммунистическом обществе, в решении тех конкретных психологических  за-
дач, которые выступают сейчас не только в сфере воспитания подрастающего
поколения, но и в области организации труда, общения людей  и  в  других
сферах проявления человеческой личности.
   3. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
   Марксистское учение о природе сознания создало общую  теорию  челове-
ческой психики. Вместе с тем оно нашло свое воплощение  в  теоретическом
решении таких крупнейших проблем, как проблема восприятия и мышления.  В
каждую из них Марксом были внесены идеи, которые для научной  психологии
являются основополагающими. Идеи эти предвосхитили на многие годы  глав-
ное направление ее развития в области психологического изучения восприя-
тия и мыслительной деятельности человека.
   Марксизм рассматривает восприятие, т.е.  непосредственно  чувственное
отражение действительности, и как ступень, и как основную  форму  позна-
ния, достигающую в процессе исторического развития человека высокой сте-
пени совершенства.
   Возможности восприятия, разумеется, обусловлены  устройством  органов
чувств человека, его сенсорными способностями, или, говоря языком ранних
произведений Маркса, соответствующими сущностными его силами. Однако для
того, чтобы в голове человека возник осязательный, зрительный или слухо-
в
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 74
 <<-