Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: А.Н.Леонтьев - "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.СОЗНАНИЕ.ЛИЧНОСТЬ"
<<-[Весь Текст]
Страница: из 74
 <<-
 
еская  деятельность,  не
субъективно5.
   Говоря о созерцательности старого материализма, Маркс имеет в виду то
обстоятельство, что познание рассматривалось  им  только  как  результат
воздействия предметов на познающего субъекта, на его органы чувств, а не
как продукт развития его деятельности в предметом мире.  Таким  образом,
старый материализм отделял познание от чувственной деятельности, от жиз-
ненных практических связей человека с окружающим его миром.
   Вводя понятие деятельности в  теорию  познания,  Маркс  придавал  ему
строго материалистический смысл: для Маркса деятельность в ее исходной и
основной форме - это чувственная практическая  деятельность,  в  которой
люди вступают в практический контакт с предметами окружающего мира,  ис-
пытывают на себе их сопротивление и воздействуют на них,  подчиняясь  их
объективным свойствам. В этом и состоит коренное  отличие  марксистского
учения о деятельности от идеалистического,  которое  знает  деятельность
только в ее абстрактной, спекулятивной форме.
   Глубокий переворот, совершенный Марксом в теории познания, состоит  в
том, что человеческая практика была понята как основа человеческого поз-
нания, как тот процесс, в  ходе  развития  которого  возникают  познава-
тельные задачи, порождаются и развиваются восприятие и мышление человека
и который вместе с тем несет в себе  критерий  адекватности,  истинности
знаний: в практике, говорит Маркс, должен человек  доказать  истинность,
действительность и мощь, посюсторонность своего мышления.
   Напоминая эти хорошо известные тезисы Маркса, нужно особенно подчерк-
нуть, что ни один из них не может быть взят изолированно,  в  отрыве  от
марксистского учения в целом. В частности, это относится и к положению о
роли практики, - положению, которое  некоторые  современные  извратители
марксизма пытаются трактовать  как  якобы  выражающее  и  обосновывающее
прагматическую точку зрения.
   В действительности философское открытие Маркса  состоит  вовсе  не  в
отождествлении практики с познанием, а в том, что познание не существует
вне жизненного процесса, который по самой природе своей есть процесс ма-
териальный, практический. Отражение действительности возникает и  разви-
вается в процессе развития реальных связей познающих людей с  окружающим
их человеческим миром, этими связями определяется  и,  в  свою  очередь,
оказывает обратное влияние на их развитие.
   "Предпосылки, с которых мы начинаем, - читаем мы в "Немецкой  идеоло-
гии", - не произвольны, они - не догмы; это - действительные  предпосыл-
ки, от которых можно отвлечься только  в  воображении.  Это  -  действи-
тельные индивиды, их деятельность и материальные условия  их  жизни..."6
Предпосылки эти вместе с тем составляют три необходимых основных  момен-
та, три звена, диалектические связи которых образуют единую саморазвива-
ющуюся систему.
   Уже в самой телесной организации  индивидов  заключена  необходимость
того, что они вступают в активное отношение к внешнему миру;  чтобы  су-
ществовать, они должны действовать, производить необходимые им  средства
к жизни. Воздействуя на внешний мир, они изменяют его;  этим  они  также
изменяют и самих себя. Поэтому то, что они представляют собой, определя-
ется их деятельностью, обусловленной уже достигнутым уровнем развития ее
средств и форм ее организации.
   Только в ходе развития этих отношений развивается также и психическое
отражение людьми реальности.  "...Люди,  развивающие  свое  материальное
производство и свое материальное общение, изменяют вместе с  этой  своей
действительностью также свое мышление и продукты своего мышления"7.
   Иными  словами,  мышление,  сознание  определяются  реальным  бытием,
жизнью людей и существуют только как их сознание, как  продукт  развития
указанной системы объективных отношений. В  своем  саморазвитии  система
эта образует различные инфраструктуры, отношения и процессы, которые мо-
гут становиться предметом изучения отдельных наук.  Однако  марксистское
требование состоит в том, чтобы они рассматривались  внутри  этой  общей
системы, а не изолированно от нее. Требование это, разумеется, относится
также и к психологическому изучению людей, к психологической науке.
   Старая метафизическая психология знала только  абстрактные  индивиды,
подвергающиеся воздействию противостоящей им внешней среды и,  со  своей
стороны, проявляющие присущие им  психические  способности:  восприятие,
мышление, волю, чувства. Безразлично, мыслится ли при этом  индивид  как
некая реактивная машина (хотя бы и  очень  сложно  запрограммированная),
или он наделяется автохтонно проявляющимися  духовными  силами.  Подобно
высмеянному Марксом святому Санчо8, наивно полагавшему, что ударом стали
мы высекаем огонь, хранящийся в камне,  психолог-метафизик  думает,  что
психика извлекается из самого субъекта, из его головы. Как и  Санчо,  он
не подозревает, что огненные частички отделяются не от камня, а от стали
и, главное, что все дело - в  раскаляющем  эти  частички  взаимодействии
камня и стали. Психолог-метафизик тоже упускает главное звено -  процес-
сы, опосредующие связи субъекта с реальным миром,  процессы,  в  которых
только и происходит психическое отражение им реальности, переход матери-
ального в идеальное. А это суть процессы деятельности субъекта, первона-
чально всегда внешней и практической, а затем приобретающей также  форму
внутренней деятельности, деятельности сознания.
   Анализ деятельности и составляет решающий пункт и главный метод науч-
ного познания психического отражения, сознания. В изучении форм  общест-
венного сознания - это анализ бытия общества, свойственных ему  сп
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 74
 <<-