Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: А.Н.Леонтьев - "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.СОЗНАНИЕ.ЛИЧНОСТЬ"
<<-[Весь Текст]
Страница: из 74
 <<-
 
ве своей необходимой предпосылки сознание  -  наличие  у  субъекта
представлений, намерений, мысленных планов, схем или "моделей"; что  эти
психические явления и объективируются в деятельности и ее продуктах. Что
же касается самой деятельности субъекта, то, управляемая сознанием,  она
выполняет по отношению к его  содержанию  лишь  передаточную  функцию  и
функцию их "подкрепления - неподкрепления".
   Однако главное состоит вовсе не в том, чтобы указать на активную, уп-
равляющую роль сознания. Главная проблема заключается в том,  чтобы  по-
нять сознание как субъективный продукт, как преобразованную форму прояв-
ления тех общественных по своей природе отношений, которые осуществляют-
ся деятельностью человека в предметном мире.
   Деятельность является отнюдь не  просто  выразителем  и  переносчиком
психического образа, который объективизируется в ее продукте. В продукте
запечатлевается не образ, а именно деятельность, то предметное  содержа-
ние, которое она объективно несет в себе.
   Переходы субъект -> деятельность -> предмет образуют как бы  круговое
движение, поэтому может казаться безразличным, какое из его звеньев  или
моментов взять в качестве исходного. Однако это вовсе не движение в  за-
колдованном круге. Круг этот размыкается, и размыкается именно  в  самой
чувственно-практической деятельности.
   Вступая в прямое соприкосновение  с  предметной  действительностью  и
подчиняясь ей, деятельность видоизменяется, обогащается,  в  этой  своей
обогащенности она  кристаллизируется  в  продукте.  Осуществленная  дея-
тельность богаче, истиннее, чем предваряющее ее сознание. При  этом  для
сознания субъекта вклады, которые вносятся его  деятельностью,  остаются
скрытыми; отсюда и происходит, что сознание может казаться основой  дея-
тельности.
   Выразим это иначе. Отражение продуктов предметной деятельности,  реа-
лизующей связи, отношения общественных индивидов выступают для  них  как
явления их сознания. Однако в действительности за этими явлениями  лежат
упомянутые объективные связи и отношения общественных индивидов выступа-
ют для них как явления их сознания. Однако в действительности  за  этими
явлениями лежат упомянутые объективные связи и отношения, хотя  и  не  в
явной, а в снятой, скрытой от субъекта форме. Вместе с тем явления  соз-
нания составляют реальный момент в движении деятельности. В этом и  зак-
лючается их не "эпифеноменальность", их существенность. Как верно  отме-
чает В.П.Кузьмин, сознательный образ выступает в функции идеальной меры,
которая овеществляется в деятельности87.
   Подход к сознанию, о котором идет речь,  в  корне  меняет  постановку
важнейшей для психологии проблемы - проблемы  соотношения  субъективного
образа и внешнего предмета. Он уничтожает ту мистификацию этой проблемы,
которую создает в психологии многократно упомянутый мною постулат непос-
редственности. Ведь если исходить из допущения, что внешние  воздействия
непосредственно вызывают в нас, в нашем мозге,  субъективный  образ,  то
тотчас встает вопрос, как же происходит, что образ  этот  выступает  как
существующий вне нас, вне нашей субъективности - в координатах  внешнего
мира.
   В рамках постулата непосредственности ответить на этот вопрос  можно,
только допустив процесс вторичного, так сказать, проецирования психичес-
кого образа вовне. Теоретическая несостоятельность такого допущения оче-
видна88; к тому же оно находится в явном противоречии с фактами, которые
свидетельствуют о том, что психический образ с самого начала уже  "отне-
сен" к внешней по отношению к мозгу субъекта реальности и что он не про-
ецируется во внешний мир, а, скорее вычерпывается  из  него89.  Конечно,
когда я говорю о "вычерпывании", то это не более чем метафора. Она,  од-
нако, выражает реальный, доступный научному исследованию процесс -  про-
цесс присвоения субъектом предметного мира в его идеальной форме, в фор-
ме сознательного отражения.
   Этот процесс первоначально возникает в той же системе объективных от-
ношений, в которой происходит переход предметного содержания деятельнос-
ти в ее продукт. Но для того чтобы процесс этот  реализовался,  недоста-
точно, чтобы продукт деятельности, впитавший ее в себя,  предстал  перед
субъектом своими вещественными свойствами; должна  произойти  такая  его
трансформация, в результате который он мог бы выступить как  познаваемый
субъектом, т.е. идеально. Трансформация эта происходит посредством функ-
ционирования языка, являющегося продуктом и средством общения между  со-
бой участников производства. Язык несет в своих значениях (понятиях)  то
или другое предметное содержание, но содержание, полностью освобожденное
от своей вещественности. Так, пища является, конечно, вещественным пред-
метом, значение же слова "пища" не содержит в себе  ни  грамма  пищевого
вещества. При этом и сам язык тоже имеет свое  вещественное  существова-
ние, свою материю; однако язык, взятый по  отношению  к  означаемой  ре-
альности, является лишь формой ее бытия, как и те вещественные  мозговые
процессы индивидов, которые реализуют ее осознание90.
   Итак, индивидуальное сознание  как  специфически  человеческая  форма
субъективного отражения объективной реальности может быть понято  только
как продукт тех отношений и опосредствований, которые возникают  в  ходе
становления и развития общества. Вне системы этих отношений (и  вне  об-
щественного сознания) существование индивидуальной психики в форме  соз-
нательного отражения, сознательных образов невозможно.
   Для психологии ясное понимание этого тем более важно, что она до  сих
пор окончательно не отрешилась в объяснения явлен
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 74
 <<-