Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: А.Н.Леонтьев - "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.СОЗНАНИЕ.ЛИЧНОСТЬ"
<<-[Весь Текст]
Страница: из 74
 <<-
 
-
гические71.
   К положению о том, что внутренние психические деятельности происходят
из практической деятельности, исторически сложившейся в результате обра-
зования человеческого, основанного на труде общества, и что у  отдельных
индивидов каждого нового поколения они формируются в ходе онтогенетичес-
кого развития, присоединялось еще одно очень важное положение. Оно  сос-
тоит в том, что одновременно происходит изменение самой формы  психичес-
кого отражения реальности:  возникает  сознание  -  рефлексия  субъектом
действительности, своей деятельности, самого себя. Но что  такое  созна-
ние? Сознание есть со-знание, но лишь в том смысле,  что  индивидуальное
сознание может существовать только при наличии общественного сознания  и
языка, являющегося его реальным  субстратом.  В  процессе  материального
производства люди  производят  также  язык,  который  служит  не  только
средством общения, но и носителем фиксированных в нем  общественно-выра-
ботанных значений.
   Прежняя психология рассматривала сознание как некую метапсихологичес-
кую плоскость движения психических процессов.
   Но сознание не дано изначально и не  порождается  природой:  сознание
порождается обществом, оно производится. Поэтому сознание - не  постулат
и не условие психологии, а ее проблема - предмет  конкретно  -  научного
психологического исследования.
   Таким образом, процесс интериоризации состоит не в том,  что  внешняя
деятельность перемещается в предсуществующий внутренний "план сознания";
это - процесс, в котором этот внутренний план формируется.
   Как известно, вслед за первым циклом работ, посвященных изучению роли
внешних средств и их "вращивания", Л.С.Выготский обратился к  исследова-
нию сознания, его "клеточек" - словесных  значений,  их  формирования  и
строения. Хотя в этих исследованиях значение выступило со стороны  свое-
го, так сказать, обратного движения и  поэтому  как  то,  что  лежит  за
жизнью и управляет деятельностью, - для Выготского оставался  незыблемым
противоположный тезис: не значение, не сознание лежит за  жизнью,  а  за
сознанием лежит жизнь.
   Исследование формирования умственных процессов и  значений  (понятий)
как бы вырезает из общего движения деятельности лишь один, хотя и  очень
важный его участок: усвоение индивидом способов  мышления,  выработанных
человечеством. Но этим не покрывается даже  только  познавательная  дея-
тельность - ни ее формирование, ни ее  функционирование.  Психологически
мышление (и индивидуальное сознание в целом)  шире,  чем  те  логические
операции и те значения, в структурах которых они свернуты. Значения сами
по себе не порождают мысль, а опосредствуют ее - так же, как  орудие  не
порождает действия, а опосредует его.
   На позднейшем этапе своего исследования Л.С.Выготский много раз  и  в
разных формах высказывал это капитально важное положение. Последний  ос-
тавшийся "утаенным" план речевого мышления он видел в его  мотивации,  в
аффективно - волевой сфере. Детерминистическое рассмотрение  психической
жизни, писал он, исключает "приписывание мышлению магической силы  опре-
делять поведения человека одной собственной системой"72. Вытекающая  от-
сюда положительная программа требовала,  сохранив  открывшуюся  активную
функцию значения, мысли, еще раз обернуть проблему. А  для  этого  нужно
было возвратиться к категории предметной деятельности, распространив  ее
и на внутренние процессы - процессы сознания.
   Именно в итоге движения теоретической мысли по этому пути открывается
принципиальная общность внешней  и  внутренней  деятельности  как  опос-
редствующих взаимосвязи человека с миром, в которых  осуществляется  его
реальная жизнь.
   Соответственно этому главное различение, лежавшее в основе классичес-
кой картезианско-локковской психологии, - различение, с  одной  стороны,
внешнего мира мира, протяжения, к которому относится и внешняя, телесная
деятельность, а с другой - мира внутренних явлений и процессов сознания,
- должно уступить свое место другому различению; с одной стороны - пред-
метной реальности и ее идеализированных, превращенных форм  (verwandelte
Formen), с другой стороны - деятельности субъекта, включающей в себя как
внешние, так и внутренние процессы. А это означает, что рассечение  дея-
тельности на две части или стороны, якобы принадлежащие к двум совершен-
но разным сферам, устраняется. Вместе с тем это ставит новую проблему  -
проблему исследования конкретного соотношения и связи  между  различными
формами деятельности человека.
   Эта проблема стояла и в прошлом. Однако только в наше время она  при-
обрела вполне конкретный смысл. Сейчас на наших  глазах  происходит  все
более тесное переплетение и сближение внешней и внутренней деятельности:
физический труд, осуществляющий практическое преобразование вещественных
предметов, все более "интеллектуализируется", включает в себя выполнение
сложнейших умственных действий; в то же время труд современного исследо-
вателя  -  деятельность  специально   познавательная,   умственная   par
exellence - все более наполняется процессами, которые по форме своей яв-
ляются внешними действиями. Такое единение разных по своей форме процес-
сов деятельности уже не может быть интерпретировано как результат только
тех переходов, которые описываются термином интериоризации внешней  дея-
тельности. Оно необходимо предполагает существование постоянно  происхо-
дящих переходов также и в противоположном направлении, от  внутренней  к
внешней деятельности.
   В общественных условиях, обеспечивающих всестороннее развитие  людей,
умственная деятельность не обособляется от практическо деятельности.  Их
мышление стано
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 74
 <<-