|
. Эти процессы, как и непознавательные
внутренние переживания, считались единственно составляющими предмет изу-
чения психологии.
Начало переориентации прежней психологии было положено постановкой
проблемы о происхождении внутренних психических процессов. Решающий шаг
в том отношении был сделан И.М.Сеченовым, который еще сто лет тому назад
указывал, что психология незаконно вырывает из целостного процесса,
звенья которого связаны самой природой, его середину - "психическое",
противопоставляя его "материальному". Так как психология родилась из
этой, по выражению Сеченова, противоестественной операции, то потом уже
"никакие уловки не могли склеить эти разорванные его звенья". Такой под-
ход к делу, писал далее Сеченов, должен измениться. "Научная психология
по всему своему содержанию не может быть ничем иным, как рядом учений о
происхождении психических деятельностей"66.
Дело историка - проследить этапы развития этой мысли. Замечу только,
что начавшееся тщательное изучение филогенеза и онтогенеза мышления фак-
тически раздвинуло границы психологического исследования. В психологию
вошли такие парадоксальные с субъективно- эмпирической точки зрения по-
нятия, как понятие о практическом интеллекте или ручном мышлении. Поло-
жение о том, что внутренним умственным действиям генетически предшеству-
ют внешние, стало едва ли не общепризнанным. С другой стороны, т.е. дви-
гаясь от изучения поведения, была выдвинута гипотеза о прямом, механи-
чески понимаемом переходе внешних процессов в скрытые, внутренние;
вспомним, например, схему Уотсона: речевое поведение -> шепот -> пол-
ностью беззвучная речь67.
Однако главную роль в развитии конкретно-психологических взглядов на
происхождение внутренних мыслительных операция сыграло введение в психо-
логию понятия об интериоризации.
Интериоризацией называют, как известно, переход, в результате которо-
го внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предме-
тами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане
сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации - обоб-
щаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к
дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней де-
ятельности. Это, если воспользоваться краткой формулировкой Ж.Пиаже, -
переход, "ведущий от сенсомоторного плана к мысли"68.
Процесс интериоризации детально изучен сейчас в контексте многих
проблем - онтогенетических, психолого-педагогических и общепсихологичес-
ких. При этом обнаруживаются серьезные различия как в теоретических ос-
нованиях исследования этого процесса, так и в теоретической его интерп-
ретации. Для Ж.Пиаже важнейшее основание исследований происхождения
внутренних мыслительных операций из сенсомоторных актов состоит, по-ви-
димому, в невозможности вывести операторные схемы мышления непос-
редственно из восприятия. Такие операции, как объединение, упорядочение,
центрация, первоначально возникают в ходе выполнения внешних действий с
внешними объектами, а затем продолжают развиваться в плане внутренней
мыслительной деятельности по ее собственным логико-генетическим зако-
нам69. Иные исходные позиции определили взгляды на переход от действия к
мысли П.Жане, А.Валлона, Д.Брунера.
В советской психологии понятие об интериоризации ("вращивании") обыч-
но связывают с именем Л.С.Выготского и его последователей, которым при-
надлежат важные исследования этого процесса. Последние годы последова-
тельные этапы и условия целенаправленного, "не стихийного" преобразова-
ния внешних (материализованных) действий в действия внутренние (умствен-
ные) особенно детально изучаются П.Я.Гальпериным70.
Исходные идеи, которые привели Выготского к проблеме происхождения
внутренней психической деятельности из внешней, принципиально отличаются
от теоретических концепций других современных ему авторов. Идеи эти ро-
дились из анализа особенностей специфически человеческой деятельности -
деятельности трудовой, продуктивной, осуществляющейся с помощью орудий,
деятельности, которая является изначально общественной, т.е. которая
развивается только в условиях кооперации и общения людей. Соответственно
Выготский выделял два главных взаимосвязанных момента, которые должны
быть положены в основание психологической науки. Это орудийная ("инстру-
ментальная") структура деятельности человека и ее включенность в систему
взаимоотношений с другими людьми. Они-то и определяют собой особенности
психологических процессов у человека. Орудие опосредствует деятельность,
связывающую человека не только с миром вещей, но и с другими людьми.
Благодаря этому его деятельность впитывает в себя опыт человечества. От-
сюда и проистекает, что психические процессы человека (его "высшие пси-
хологические функции") приобретают структуру, имеющую в качестве своего
обязательного звена общественно-исторически сформировавшиеся средства и
способы, передаваемые ему окружающими людьми в процессе сотрудничества,
в общении с ними. Но передать средство, способ выполнения того или иного
процесса невозможно иначе, как во внешней форме - в форме действия или в
форме внешней речи. Другими словами, высшие специфические человеческие
психологические процессы могут родиться только во взаимодействии челове-
ка с человеком, т.е. как интерпсихологические, а лишь затем начинают вы-
полняться индивидом самостоятельно; при этом некоторые из них утрачивают
далее свою исходную внешнюю форму, превращаясь в процессы интрапсихол
|
|